Ассоциация руководителей образовательных организаций


В Минобрнауки России подвели итоги по направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование» за 2017 год

По основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование» Минобрнауки России реализует 5 приоритетных проектов
26 апреля 2018

В формате проектной деятельности Минобрнауки России по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование» за 2017 год обеспечивало реализацию 5 приоритетных проектов.

Цель проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» ‑ сформировать национальную платформу электронного образования, обеспечивающую доступ к широкому набору онлайн-курсов всех категорий обучающихся, аудитория которых должна составить к концу 2025 года 11 млн. человек.

Реализация проекта идёт по двум основным направлениям: формирование цифрового образовательного пространства в Российской Федерации и совершенствование нормативно-правовой базы с целью обеспечения широкого использования онлайн-курсов в системе высшего образования.

Итогом работы в 2017 году стало введение в тестовую эксплуатацию информационного ресурса, обеспечивающего по принципу «одного окна» доступ к онлайн-курсам, с возможностью дистанционного освоения дисциплин (модулей) образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.

В настоящее время банк информационного ресурса включает свыше 450 курсов.

С целью формирования инфраструктуры и кадрового потенциала в 10 субъектах Российской Федерации создана сеть региональных центров компетенций в области онлайн–обучения – своего рода провайдеров для широкого внедрения и эффективного использования онлайн-курсов в вузах и организациях СПО. На базе региональных центров прошли повышение квалификации более 3,5 тысяч сотрудников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций.

Всего в 2017 году прошли обучение на онлайн-курсах для формального и неформального образования 241 тыс. человек, включая учащихся школ, студентов вузов и организаций СПО. 27 тыс. человек получили документы, подтверждающие результаты обучения.

Объем финансового обеспечения мероприятий проекта за счёт средств федерального бюджета составил в 2017 году 400 млн. рублей.

Проект «Создание современной образовательной среды для школьников» направлен на обеспечение современных условий для обучения школьников, в том числе за счет строительства новых школ. В рамках проекта планируется создание к 2025 году 6,5 млн. новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, что позволит обеспечить переход на обучение в одну смену в 100 % школ, а также решить задачи обеспечения надлежащих санитарно-гигиенических условий в школьных зданиях. Для их решения в субъектах Российской Федерации возводятся новые школы либо приобретаются (выкупаются) здания с целью последующего размещения в них общеобразовательных организаций.

В рамках заключенных соглашений построены/приобретены/выкуплены 83 здания общеобразовательных организаций с общей численностью 53 209 мест, в том числе 28 зданий с общей мощностью 10 558 мест расположены в сельских поселениях.

Дополнительно за счёт федеральных средств путем капитального ремонта и иными способами создано 3 679 мест. Таким образом, общее число мест, созданных в общеобразовательных организациях в рамках приоритетного проекта в 2017 году – 56 888.

В целях безусловного исполнения взятых обязательств Минобрнауки России в 2017 году проведена корректировка правил предоставления субсидий из федерального бюджета на софинасирование государственных программ субъектов Российской Федерации по созданию новых мест в общеобразовательных организациях. Данная мера позволит субъектам Российской Федерации осуществить финансовое обеспечение строительства в течение двух лет, что особенно важно для регионов со сложными климатическими и ландшафтными условиями.

Объем финансового обеспечения мероприятий проекта за счёт средств федерального бюджета составил в 2017 году 25 млрд. рублей.

В настоящее время средства федерального бюджета распределены на строительство объектов школ по заявкам регионов на период 2018-2019 годов и 2019-2020 годов.

Проект «Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» направлен на создание конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. Ожидается, что к 2020 году численность выпускников образовательных организаций, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс Россия, составит не менее 50 тыс. человек.

В целях подготовки кадров для региональных экономик по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50) в 2017 году Минобрнауки России разработаны и утверждены 44 ФГОС из перечня профессий по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям СПО, входящим в ТОП-50.

На начало 2017/18 учебного года получили лицензии на реализацию соответствующих образовательных программ и приступили к работе по новым стандартам более 1400 колледжей и 58 вузов, которыми осуществлен приём 86 тысяч студентов из всех регионов Российской Федерации.

В 2018 году более 1,4 тысяч выпускников по профессиям и специальностям ТОП-50 завершат обучение по новым ФГОС СПО и впервые пройдут государственную итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена.

В рамках проекта проводится масштабное повышение квалификации педагогических кадров СПО, благодаря которому свыше 5 тыс. преподавателей (мастеров производственного обучения) из всех регионов уже освоили программы повышения квалификации с учетом стандартов «Ворлдскиллс».

Успешно прошла пилотная апробация внедрения в системе СПО демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, охватившая 14 тыс. обучающихся из 240 образовательных организаций. Это позволит сформировать подходы к независимой оценке качества подготовки выпускников СПО.

Среди прошедших в 2017 году наиболее значимых мероприятий нужно отметить успешный дебют сборной России на 44 чемпионате мира по профессиональному мастерству WorldSkills-2017 (октябрь 2017 г., Абу-Даби (ОАЭ), которая заняла первое место в общекомандном зачете, завоевав 11 медалей (6 золотых, 4 серебряных, 1 бронзовую) и 21 медаль за профессионализм.

В рамках проекта также формируется образовательная инфраструктура для тренировки национальной сборной во Всероссийском учебно-тренировочном центре профессионального мастерства и популяризации престижа рабочих профессий на базе Всероссийского детского центра «Смена». Создается инфраструктура к проведению Мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс, который пройдёт в 2019 году в Российской Федерации, в г. Казани. Так, в прошедшем году для этих целей начато строительство крупнейшего выставочного центра «Казань Экспо» общей площадью свыше 209 тыс. кв. метров.

Объём финансового обеспечения мероприятий проекта за счёт средств федерального бюджета составил в 2017 году 3,6 млрд. рублей. Указанные средства федерального бюджета в соответствии с паспортом проекта освоены в полном объеме.

Проектом «Вузы как центры пространства создания инноваций» предусмотрено обеспечение к 2025 году международной конкурентоспособности не менее 10 ведущих российских университетов и создание в субъектах Российской Федерации не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития. Реализуемые мероприятия позволят обеспечить стабильное вхождение ведущих российских вузов в ТОП-100 и ТОП-300 мировых рейтингов университетов. Фактически по итогам 2017 года в ТОП–100 мировых рейтингов вошли 7, а в ТОП–300 мировых рейтингов – 13 российских университетов.

Начиная с 2017 года в рамках проекта стартовало новое масштабное направление по формированию в субъектах Российской Федерации университетских центров инновационного, технологического и социального развития. Задача университетских центров – обеспечить реализацию технологических и социальных проектов за счет средств предприятий, организаций региональной экономики и регионального и муниципального бюджетов, и, таким образом, стать основой пространства создания инноваций, источником позитивных изменений городской и региональной среды.

В декабре 2017 года по итогам проведенного конкурсного отбора определена 51 образовательная организация высшего образования, на базе которой будут созданы университетские центры в 39 субъектах Российской Федерации.

Формирование университетских центров осуществляется в увязке с мерами государственной поддержки программ развития опорных региональных университетов, статус которых в настоящее время уже присвоен 33 вузам из 32 субъектов Российской Федерации.

Миссия опорных университетов заключается в непосредственной вовлеченности в решение задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации через насыщение региональных рынков труда высококвалифицированными специалистами. Кроме того, большое внимание уделяется развитию технологического предпринимательства и обеспечению закрепления талантливых молодежи и ведущих ученых в регионе.

Объём финансового обеспечения мероприятий проекта за счёт средств федерального бюджета составил в 2017 году 15,8 млрд. рублей, из них исполнение по состоянию на 31 декабря 2017 года составляет 15, 7 млрд. рублей (99,3 %).

Проект «Доступное дополнительное образование для детей» направлен на равное обеспечение современным, вариативным и востребованным дополнительным образованием детей с учётом интересов ребёнка и его родителей, потребностей социально-экономического и технологического развития страны.

Цель проекта ‑ к 2020 году обеспечить охват качественными программами дополнительного образования, в том числе на базе создающихся модельных центров дополнительного образования детей, не менее 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет.

В рамках проекта апробируются новые современные формы дополнительного образования не только в действующих организациях, но и на базе создающихся, к числу которых относятся детские технопарки «Кванториум» (далее – «Кванториум»).

По итогам 2017 году сеть «Кванториумов» охватывает 37 субъектов Российской Федерации и включает 51 организацию, оснащённую современным оборудованием и укомплектованных штатом профессиональных педагогических и иных работников, из которых 26 – создано в 2017 году.

Сегодня на постоянной и бесплатной основе занимаются в «Кванториумах» 45 тысяч детей, а порядка 400 тысяч являются активными участниками проектов и мероприятий, которые проводятся на их площадках.

В 9 субъектах Российской Федерации внедрена модель персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования: свыше 124 тысяч детей уже получили сертификаты на освоение образовательных программ. Там же создаются региональные модельные центры, которые станут «ядром» всей системы дополнительного образования в регионах, объединив в сетевом взаимодействии образовательные организации всех уровней. Работа модельного центра будет сфокусирована на обеспечении обновления дополнительного образования детей по трем направлениям: изменение содержания; методическое обеспечение развития региональной системы; совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Объём финансового обеспечения мероприятий проекта за счёт средств федерального бюджета составил в 2017 году свыше 1,5 млрд. рублей.

Работа по перечисленным проектам продолжается и в 2018 году.

Также в рамках проектной деятельности по стратегическому направлению «Международная кооперация и экспорт» Минобрнауки России реализует приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Ключевая цель проекта – повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации. Реализация приоритетного проекта должна повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России, а также повысить узнаваемость и статус «бренда» российского образования на международном образовательном рынке и в результате в разы увеличить объёмы выручки от экспорта образовательных услуг.

 

Источник: Минобрнауки


Полезные книги


Copyright 2014-2015