Ассоциация руководителей образовательных организаций


Что ждет образование?

Вчера в Госдуме прошло заседание Совета по образованию и науке при председателе палаты Сергее Нарышкине.
16 декабря 2014

На Совете по образованию и науке обсуждался Доклад о государственной политике в области образования.

Открывая мероприятие, глава нижней палаты парламента Сергей Нарышкин отметил, что этот доклад составлен впервые, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Необходимо, по его словам, сделать так, чтобы доклад не превратился в формальность, а помогал при планировании работы законодательной и исполнительной власти.

В докладе была представлена информация, полученная в рамках федерального статистического наблюдения, ведомственных мониторингов и результатов социологических исследований, включенных в мониторинг системы образования.

Таким образом, там отражен анализ реализации государственной политики в сфере образования в 2013/2014 учебном году, обозначены основные проблемы и содержатся предложения по их решению и действиям на последующий период, приоритеты государственной политики в сфере образования определены для каждого уровня образования.

Главными задачами отрасли в целом и Минобрнауки в частности министр образования и науки Дмитрий Ливанов назвал: 100-процентное обеспечение местами в детских садах детей в возрасте 3–7 лет; обновление содержания общего (среднего) образования; сближение профобразования с работодателями; формирование эффективного высшего образования; гибкие образовательные траектории для включения в общественную жизнь инвалидов; сохранение единого образовательного пространства на территории России.

Дополнительное задачей является устранение несостыковок и рисков, связанных с введением в стране профессионально-общественной аккредитации, вовлекающей в оценку качества профессиональной подготовки работодателей.

Если же начинать с самого начала, то стоит сперва осветить проблему дошкольного образования. Ливанов сообщил о создании 350 тыс. дополнительных мест в детсадах, а также о том, что в 2015 году госсубсидии будут распространены и на частные детские сады, чтобы привлечь и их к решению проблемы роста родительской платы. Тем не менее министр не упомянул о проблема мест в ясельных группах, хотя в настоящее время данная проблема присутствует.

В плане обучающихся в школе – к 2019 году, по словам Ливанова, количество школьников увеличится на 2,5 миллиона.

Что касается тех, кто обучает этих школьников: Ливанов отчитался о принятии профессионального стандарта педагога и сообщил, что в 2015 году в регионах реализуются программы по повышению квалификации учителей.

Дмитрий Ливанов подчеркнул, что зарплата учителей выросла на 40%, а в 2015 увеличится ещё на 20%.

«Рост уровня заработной платы педагогов за 2013 год составил около 40%, и по предварительным итогам, составит за этот год еще около 20% по сравнению с прошлым годом – таким образом, за два года зарплата вырастет на 60%», – сказал Ливанов. При этом министр указал на то, что в некоторых субъектах РФ нескоординированные действия на региональном и муниципальном уровне привели к тому, что «ситуация с достижением в этом году целевого показателя… вызывает опасения».

Обновление школьного образования пойдет через изменение федерального перечня учебников. Еще один из способов – доступности дополнительного образования. По данным Минобрнауки, за последний год доля детей, посещающих различные кружки и секции, выросла на 7%, а общий охват ими школьников достиг 64%.

Но тем временем в бюджете на 2015 год, напомнил первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин, денег на допобразование не предусмотрено. Глава комитета Вячеслав Никонов добавил, что так же дела обстоят и с бюджетом на все другие направления, обозначенные президентом в послании Федеральному Собранию.

В области среднего профобразования в 2015 году министерство обещает подготовить полсотни новых образовательных программ международного качества. А вот высшее образование по прогнозам ждет углубление демографического провала, который достигнет максимума к 2020 году, когда в стране останется 4 млн студентов – вдвое меньше, чем в 2006-м. Лишь с 2021 года их количество начнет расти на 50 тыс. в год. Так что пострадавших от закрытия «неэффективных» и просто плохих вузов будет немного.

Инвалидам в наступающем году обещают нарастающий инклюзив. До конца 2014 года для них будет принят федеральный государственный образовательный стандарт, с 2015 года начнется апробация, а с 2016 года – поэтапное внедрение инклюзивных школ в регионах. На сегодняшний день их доля от общего числа школ составляет 12%, через пять лет должна достичь 20%. Однако Ливанов пообещал, что все равно останутся и спецшколы для тех, кто не сможет учиться в инклюзивных.

Отдельное внимание привлекают два внесенных в Госдуму законопроекта по разным аспектам аккредитации. С первым все ясно: он предусматривает упрощение процедуры лишения вуза госаккредитации (а с ней — и возможности выдавать дипломы гособразца) и, предполагается, будет принят до лета. Второй помимо традиционной госаккредитации предусматривает еще и профессионально-общественную, с участием работодателей. Ее цель – выявить соответствие квалификации студентов требованиям профессионального стандарта, и притом – на платной основе. Для дополнительного же образования, где не предусмотрен федеральный стандарт, новый вид аккредитации должен стать чем-то вроде знака качества. Но до сих пор не решен вопрос, как свести на нет неизбежно возникающие при этом риски.

В ходе заседания обсудили и тему ЕГЭ. Дмитрий Ливанов напомнил, что в 2015 году экзамен по математике разделят на базовый и профильный уровень, в ЕГЭ включат раздел говорения. Экзамен можно будет сдавать досрочно и пересдавать.

И, наконец, обсуждение коснулось и вопроса финансирования образования. Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Николай Булаев отметил, что консолидированный бюджет российского образования составляет 3,3 триллиона рублей, это несравнимо больше других отраслей. Нужно в первую очередь позаботиться об эффективном расходовании бюджетных средств. Однако в пересчете на долю ВВП, направляемую на образование, Россия занимает предпоследнее место среди развитых стран, напомнил Олег Смолин, «а с таким уровнем ВВП модернизация не удалась ни одной стране мира».

Комментируя доклад Министерства образования, участники заседания подчеркнули, что в докладе хотелось бы видеть не только цифры, но и чёткую стратегию развития образования на будущее.

 

Фото: http://www.omsk.aif.ru/society/society_transport/113506

Новости по теме


Copyright 2014-2015