Ассоциация руководителей образовательных организаций


sdelanounas.ru

Дмитрий Ливанов: о развитии системы общего образования

7 мая 2015 года министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов принял участие в заседании Комиссии по мониторингу целевых показателей социально-экономического развития под председательством Президента РФ Владимира Путина. Глава Минобрнау
12 мая 2015

1. Общее образование

 

Рост заработных плат обеспечил приток в сферу образования молодых педагогов. За последние 2 года численность педагогов в возрасте от 25 до 35 лет увеличилась в 59 российских регионах. При этом более, чем на 5% – в 47 регионах, а в 25 регионах – более, чем на 10%.

 

В сфере общего образования в последние годы были сделаны очень значимые инвестиции. Во многом благодаря им с 2014/2015 учебного года по ФГОС общего образования обучается вся начальная школа.

 

Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, направленный на повышение мотивации педагогических работников к достижению более высоких результатов профессиональной деятельности, развитию профессиональных компетенций, планированию карьеры. Профстандарт устанавливает единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, оценке уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, а также к формированию должностных инструкций и разработке федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

 

В прошедшем году начата работа по созданию и утверждению (с обязательным общественным обсуждением) примерных основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Проекты примерных программ подготовлены с учётом Концепции развития математического образования в Российской Федерации, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», а также с учетом задачи совершенствования методик преподавания русского языка и литературы и других учебных предметов.

 

В 2015 году будут внесены изменения в федеральный стандарт и зафиксировано базовое содержание образования, в том числе по отдельным предметам. Это важно, чтобы ни у кого не было разночтений по поводу того, что ребенок должен знать на каждом этапе обучения в школе. В 2014 году доработаны 17, а к концу текущего года будут усовершенствованы еще 19 примерных образовательных программ с учетом обновления стандарта. С начала нового учебного года дети начнут учиться по новому учебнику истории, а все учителя-историки пройдут необходимое обучение для работы с ним.

 

Базовое содержание образования не ограничивает возможности для одаренных и талантливых детей. Проявить свои способности эти дети могут в олимпиадах школьников. В 2013/14 учебном году во всех этапах всероссийской олимпиады приняли участие свыше 7,4 млн. обучающихся, в том числе в муниципальном, региональном и федеральном этапе – 1,77 млн. обучающихся – это на 25% больше, чем годом ранее. 

 

В 8 международных олимпиадах по общеобразовательным предметам российские школьники завоевали 19 золотых, 16 серебряных и 3 бронзовых медали. Впервые в истории международных олимпиад Россия заняла 1-е общекомандное место по числу медалей на международной олимпиаде по химии, и также впервые в 2014 году все члены сборной команды по географии стали обладателями наград международного уровня. В общекомандных зачётах по математике, информатике, физике, астрономии сборные команды школьников Российской Федерации вошли в пятёрку сильнейших команд мира. 

В 2015 году мы будем развивать и еще одну форму поддержки талантливой молодежи: с 1 сентября вводим для 5 тысяч выпускников школы, продемонстрировавших наиболее высокий уровень подготовки, специальную академическую стипендию на весь срок обучения в вузах в размере 20 тыс. рублей.

 

В 2014 году существенно доработана процедура Единого государственного экзамена. Введена трехуровневая система контроля за процедурой ЕГЭ, привлечены наблюдатели, исключены утечки контрольно-измерительных материалов. В первый раз проведено итоговое сочинение в выпускных классах школ – оно станет частью системы допуска к государственной итоговой аттестации.

 

2. Работа с особыми категориями детей

В настоящее время в Российской Федерации в общеобразовательных организациях обучается 482 235 детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), из них:

212 209 детей – в 1 660 отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам; 

110 295 детей – в  13 443 отдельных классах, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, при общеобразовательных организациях;

159 731 детей – в инклюзивных классах общеобразовательных организаций.

Несмотря на уменьшение количества отдельных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам (за последние 3 года на 68 образовательных организаций (на 4 %) - с 1 729 школ в 2012/2013 уч. году до 1 661 школ в 2014/2015 уч. г.) снижения доступности образования для детей с ОВЗ не произошло: 

увеличилось число коррекционных классов при общеобразовательных школах (на 405 классов (на 3,1%) в 2012/2013 учебном году – 13 038 классов, в 2014/2015 уч. г. – 13 443 классов), 

развивается инклюзивное образование – все больше родителей  детей-инвалидов и детей с ОВЗ выбирают инклюзивные классы (в 2013/2012 уч. г. инклюзивно обучалось 139 294 обучающегося с инвалидностью и ОВЗ, в 2014/2015 уч. г. – 159 713 детей-инвалидов и детей с ОВЗ).

За последние 4 года в рамках программы «Доступная среда» (далее – Программа) созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов в почти 6 тыс. общеобразовательных школ, за 2015 год еще в 3 тыс. школ будут созданы такие условия. По итогам реализации мероприятия в 2015 году в более 9 тыс. общеобразовательных школ будут созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В 2014 году утвержден федеральный государственный образовательный стандарт для таких детей, в этом году началась его пилотная апробация в 24 регионах. Более 3,5 тыс. педагогов и руководителей организаций пройдут повышение квалификации для реализации стандарта.

В программах профессионального образования участвует более 75 тыс. инвалидов (около 1/3 приходится на программы высшего образования). Это примерно 12% от общей численности инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет.

Новости по теме


Copyright 2014-2015