Ассоциация руководителей образовательных организаций


ЕГЭ: прошлое, настоящее и будущее

Какие перемены ожидают единый государственный экзамен?
26 декабря 2014

ЕГЭ уже довольно давно функционирует в качестве способа всероссийской оценки знаний выпускников школ, и к настоящему моменту можно оценить, насколько эффективно он работает и каким образом его следует изменить, чтобы повысить эту эффективность. Решение о введении ЕГЭ радикально повлияло на школьников, педагогов, прием абитуриентов в вузы и систему образования в целом. В первые годы существования экзамена вокруг него разгоралось множество яростных споров – на фоне очевидных плюсов новой системы общественность замечала не менее очевидные минусы. Удалось ли избавиться от недостатков единого государственного экзамена к концу 2014 года? И какие реформы предстоит провести в будущем?

Экзамен сделали обязательным в 2009 году. Тогда противники ЕГЭ высказывали недовольство в основном в связи с тестированием, направленным в большей степени на тренировку памяти учащихся, нежели на проявление по-настоящему глубоких знаний. Стандартные задачи, предполагающие удобную автоматическую проверку, также, по мнению общественности, не расширяли кругозор и гибкость мышления у выпускников. Наконец, система оценки в баллах и общая обезличенность экзамена, не могли дать представление о талантах, жизненной позиции и достижениях абитуриента.

Защитники ЕГЭ, в частности инициаторы его внедрения, обращали внимание на положительные стороны экзамена. Новые методы оценки и проверки знаний, применяемые на ЕГЭ, должны были побороть коррупцию в системе образования, обеспечить максимально объективное представление об уровне знаний потенциальных студентов и устранить фактор влияния территориальных и имущественных различий при поступлении в высшее учебное заведение.

Конечно, на первых порах функционирования экзамена не все связанные с ним ожидания моментально воплотились в жизнь. В вузы крупных городов России почти сразу же стало поступать больше студентов со всей страны, однако побороть коррупцию оказалось сложнее. Недобросовестные учителя по-прежнему оказывали школьникам помощь на экзаменах, а сфотографированные на телефоны задания моментально рассылались репетиторам и отправлялись в социальные сети. Совсем недавно – в прошлом году – имел место скандал, разразившийся из-за того, что задания ЕГЭ попали в интернет за несколько дней до экзамена. После этого происшествия глава Рособрнадзора Иван Муравьев был отправлен в отставку, и его место занял молодой и энергичный Сергей Кравцов, который неожиданно для всех доказал, что коррупцию в России победить все-таки можно.  Кравцов потребовал установить видеонаблюдение в каждой школе, подключил к транспортировке заданий фельдъегерскую службу и в итоге добился проведения честной, прозрачной итоговой аттестации летом 2014 г.

ЕГЭ этого года прошел без скандалов и утечек. Предсказуемо, с повышением уровня объективности экзамена, средние баллы по стране буквально рухнули по сравнению с показателями прошлых лет.

Именно в 2014 году были заложены самые серьезные изменения в системе ЕГЭ за все время его существования, и эти перемены, определенно, подтолкнули экзамен в направлении к лучшему. За полгода до итоговой аттестации, по поручению Президента РФ, для получения доступа к ЕГЭ было организовано всероссийское сочинение, которое также прошло в штатном режиме. Сочинение должно было помочь оценить грамотность выпускников, их способность к связному изложению своих мыслей на заданную тему. Зачет получили 95% выпускников, остальные 5% имеют возможность пересдать сочинение в феврале и мае. Уже сейчас запускается сеть центров, где можно будет сдавать несколько раз в год непосредственно ЕГЭ. Это должно сделать бессмысленным списывание, ведь гораздо проще хорошо подготовиться.

По словам Министра образования и науки Дмитрия Ливанова, не стоит ожидать в ближайшие годы каких-то радикальных изменений в намеченном сейчас курсе реформ ЕГЭ. Экзамен по-прежнему будет стремиться к честности, прозрачности и эффективности. Выпускники 2015 года будут иметь возможность выбрать, на каком уровне им предпочтительней сдавать математику – базовом или профильном, а в ЕГЭ по иностранному языку вводится устный компонент.

Из других изменений на ближайшее время запланированы:

- введение устной части в экзамены по гуманитарным предметам;

- повышение порогового балла, необходимого для поступления в вуз;

- исключение из контрольно-измерительных материалов заданий с вариантами ответа;

- необходимость сдачи ЕГЭ только для тех школьников, которые намерены поступить в вуз.

 

Министр образования также рассказал о том, какие изменения, связанные с ЕГЭ, коснутся учителей. По его словам, результаты ЕГЭ не будут основным источником оценки работы педагога в этой системе. Объективный ЕГЭ должен помогать определить, каким школам и учителям необходима поддержка. Некоторые школы находятся в социально неблагополучных районах и регионах, однако заслуги работающего там преподавательского состава ничуть не меньше заслуг их коллег из элитных московских школ. Сейчас ведется работа над совершенствованием системы оценки работы учителя – ищутся новые способы мотивации к качественному труду.

 

Фото - http://www.yes-volga.ru/204402.jpg


Полезные книги

Новости по теме


Copyright 2014-2015