Ассоциация руководителей образовательных организаций


top.rbc.ru

«История» прошла проверку

В Москве объявили результаты экспертизы новых учебников по истории России. Они должны соответствовать историко-культурному стандарту, который включает перечень наиболее важных дат, событий, персоналий, обязательных для изучения в школе. Готовые учебники п
27 апреля 2015

Итоги экспертизы будут представлены в президиум Российского исторического общества и в Министерство образования и науки.

Историко-культурная экспертиза проводилась специальным советом, в который вошли академики, ректоры крупных вузов, учителя. Издательства не могли представить один учебник, только линейку с шестого по десятый класс. В итоге на конкурсе было представлено восемь линеек учебников, из которых отобрали три.

Их и будут рекомендовать Министерству образования и науки. Эксперты оценивали всё в комплексе. Обязательными требованиями были: наличие электронной версии, рабочих тетрадей, хрестоматий; соответствие культурно-историческому стандарту. И, конечно, отсутствие ошибок. В тех учебниках, которые отклонили, нашли немало – мягко говоря – неточностей.

«Приводится система чинов в Русском государстве и называется «феодальной лестницей». На самом деле, ничего общего. Пишется, что в Угличе после убийства царевича бьёт вечевой колокол. Извините, вече уже сто лет, как не существовало на Руси», – рассказал руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов.

В новых учебниках представлены разные точки зрения на исторические события. Некоторые факты изложены в форме рассказа – приводятся очерки о людях, фрагменты художественных произведений.

«Я обзванивал своих коллег и спрашивал очень просто – «Как вам?». Одно слово мне понравилось – они стали «интереснее», – отметил председатель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания, учитель истории Павел Панкин.

Возникли проблемы с оценкой истории Советского Союза, точнее, республик, входивших в его состав.

«Концепция нашего отношения, скажем, к истории наших бывших республик СССР сейчас часто расходится с тем, как в этих странах оценивают свою собственную историю. Я планирую встречу с руководителями этих стран СНГ для того, чтобы с ними подумать о дальнейшей работе на освещение истории этих стран в учебниках», – прокомментировал председатель комиссии по научной историко-культурной экспертизе учебников истории России Российского исторического общества, директор Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян.

О новых учебниках:

Первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк: 

- В этом году педагогическую и научную экспертизы проводили РАО, РАН, ВШЭ, РАНХиГС, СПбГУ и МГУ. А научную историко-культурную экспертизу - Российское историческое общество (РИО). Общественной экспертизой занимались Российский книжный союз, Русская школьная библиотечная ассоциация и некоммерческое партнерство «Лига образования».

Одновременно шла работа над электронными версиями. В экспертные комиссии отбирали в первую очередь учителей, библиотекарей, членов родительских комитетов. Эксперты рассматривали электронные учебники как потребители: как открывается учебник на электронном носителе, быстро ли идут переходы с одной страницы на другую, есть ли возможность делать заметки и закладки. Затем давали свои замечания и предложения. Так что общество тоже делит ответственность с минобрнауки за качество учебников.

 Стоимость учебников определяет издательство. У минобрнауки нет полномочий регулировать цены, но мы ведем серьезную работу с издательствами и находим понимание с их стороны. Какую версию учебника закупать - обычную или электронную, дело школы. Финансирование школ на закупку учебников меняться не будет.

Андрей Петров, ответственный секретарь Российского исторического общества:

- Перед нами стоят несколько задач: мы должны в ближайшее время разработать программу 11-го класса, дать такие же соответствующие предложения для начальной школы, доработать и синхронизировать линейку учебников по всемирной истории. Все это будет идти так же под эгидой Российского исторического общества при поддержке Министерства образования и науки.

Председатель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Павел Панкин:

- Новые книги нужны в первую очередь в 6-м классе. Кроме того, есть школы, работающие по линейной схеме преподавания, на которую рассчитаны новые учебники истории. Они уже сейчас могут брать учебники для 10-класса. В целом переход на новые книги будет идти 2-2,5 года

В разработке:

Новые учебники истории заканчиваются 10-м классом. По стандарту для старшей школы ученики должны проходить курс «Россия в мире». Но курс «Россия в мире» появится только к 2018 году. Один из вариантов: дать школьникам возможность сдать ЕГЭ по истории после 10-го класса, как сделано сейчас на географии. А потом уже изучать некий общий предмет.

Остались пока без новых учебников коррекционные школы. По словам Александра Чубарьяна, сопредседателя РИО, на экспертизу было представлено восемь «линеек»к с 6-й по 10-й класс. «Среди них была одна линейка для коррекционных школ», - уточнил Чубарьян, но эксперты ее не одобрили. Так что в спецшколах по-прежнему остаются только три рекомендованные минобрнауки книги - учебники «История России» для 7-х, 8-х, 9-х классов.

Новости по теме


Copyright 2014-2015