Ассоциация руководителей образовательных организаций


«Круглый стол» на тему «Состояние и актуальные проблемы законодательного обеспечения инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья»

В Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Состояние и актуальные проблемы законодательного обеспечения инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
24 ноября 2014

Открывая мероприятие, Лилия Гумерова, первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре, заявила, что правовой основой инклюзивного образования являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

По мнению сенатора, одним из ключевых вопросов успешного совместного обучения школьников с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями является формирование дружественного, толерантного отношения как к детям-инвалидам и их проблемам, так и самих детей-инвалидов к окружающему миру.

«В то же время особого подхода требует психологическая и моральная подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, – сказала Лилия Гумерова. – Важно, чтобы педагог мог одинаково легко работать как с детьми-инвалидами, так и с детьми, не имеющими проблем по здоровью».

Лилия Гумерова привела пример акции «Ломая барьеры», проходящей в республике Башкортостан. «Прежде всего барьеры необходимо ломать в нашем сознании по отношению к таким детям», – считает Лилия Гумерова.

На круглом столе было отмечено, что в 2011 году только 2,5 процента всех российских школ были готовы принять инвалидов. К концу 2015 года их число должно быть увеличено до 20%.

Член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Галина Николаева указала на актуальность создания необходимых условий для реализации прав всех детей на качественное образование и развитие. По ее словам, особое значение приобретает оказание ранней коррекционной помощи нуждающимся детям. Также Николаева считает, что заслуживает поддержки предложение о приравнивании к трудовой деятельности ухода за ребенком-инвалидом одного из родителей.

Галина Николаева также обратила внимание на важность усиления роли СМИ в формировании доброжелательного отношения в обществе к людям с ограниченными возможностями здоровья. Она подчеркнула значимость освещения хода зимних Паралимпийских игр 2014 года в Сочи. По ее словам, состояние и развитие инклюзивного образования является одним из важных показателей нравственного состояния общества.

Заместитель Министра образования и науки РФ Вениамин Каганов тоже коснулся нравственного вопроса. По его словам, для реализации задач, связанных с инклюзивным образованием, необходимы не только соответствующие организационно-экономические условия, а также духовно-нравственные: «Без преодоления существующих ментальных барьеров невозможен переход к инклюзивной практике».

Замминистра подчеркнул, что вопросах создания соответствующей инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья за пределами школы задействованы и многие другие виды деятельности.

Каганов также поднял тему дистанционного обучения, возможности которого важно использовать для дальнейшего получения высшего образования и трудоустройства на дому людей с ограниченными возможностями здоровья. По его словам, создание условий дополнительного инклюзивного образования – это не только социальная помощь, но и возможность обретения для общества талантливого человека.

Президент попечительского совета благотворительного фонда помощи неизлечимым детям «По зову сердца», член Общественной палаты РФ Диана Гурцкая отметила необходимость формирования в обществе дружественного отношения к людям с инвалидностью. Она пригласила участников «круглого стола» прийти 3 декабря в Международный день инвалидов в школы на «Уроки доброты» и поддержать создание подлинной безбарьерной среды в нашей стране.

«Проблемам инклюзивного образования не первый раз обсуждается на различных площадках. Мы медленно, но верно движемся к тому, чтобы дети, независимо от ограничений по здоровью, учились вместе», – отметила Диана Гурцкая.

Отметила она также и проблему подмены понятий: «Формально объявляют школу инклюзивной, переводят в нее детей из специальных и коррекционных школ, которые закрывают. Переведенных детей сажают на домашнее обучение, и они оказываются не просто в резервации, а, вообще, вне среды общения со сверстниками. Это очень опасно. Нельзя допускать подобного. Здесь важную роль могут сыграть уроки понимания инвалидности в школах, которые мы сейчас разрабатываем в Общественной палате».

В работе «круглого стола» приняли участие первый заместитель председателя Комитета СФ социальной политике Людмила Косткина, член Комитета СФ по социальной политике Елена Попова, члены Комитета СФ по науке, образованию и культуре Геннадий Савинов, Валерий Сударенков и Андрей Соболев, начальник управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко, директор НИИ негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» Галина Семья и другие.

Фото: http://council.gov.ru/press-center/news/48652/


Полезные книги

Новости по теме


Copyright 2014-2015