Ассоциация руководителей образовательных организаций


www.jetmag.com

Остробюджетный сериал

Каждый год в декабре разгораются споры о том, сколько денег будет выделено в бюджет той или иной сферы. Этот год не стал исключением – бюджеты на образование то урезают, то снова предлагают повысить.
18 ноября 2015

В конце октября первый зампред комитета по образованию Владимир Бурматов отметил, что эффективность бюджетных расходов на образование по этому году «из рук вон плохая». Он заявил, что если деньги в образовании будут тратиться так же неэффективно, то не хватит вообще никаких средств, а не только тех, что заложены, и предложил чиновникам «умерить аппетиты».

Таким образом он прокомментировал сокращение расходов федерального бюджета в рамках программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг., которая в 2016 году должна сократиться на 9,4% по сравнению с 2015 годом (то есть до 404,89 млрд рублей).

Тогда говорили и о том, что нужны средства на модернизацию дошкольного образования, и на создание новых мест в школах, и для обеспечения сельских школ нормальными спортивными залами. Деньги нужны на всё. Но их не выделяют.

На минувшей неделе «Справедливая Россия» подготовила поправки ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2016 год в Государственной думе. Зампред комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов предложил пересмотреть заложенные в документе показатели Резервного фонда страны и раздела «Образование» на будущий год. В частности, депутат предлагает сократить нормативную величину фонда с 5,507 трлн до 5,435 трлн рублей. Средства от сокращения нормативной величины Резервного фонда в объёме более чем 71,6 млрд рублей предлагается направить на финансирование по строке «Образование».

Дополнительные 71,6 млрд рублей предлагается распределить следующим образом:

  • на поэтапное повышение ставок зарплат учебно-вспомогательного и младшего персонала государственных и муниципальных образовательных организаций до 200% и 150% соответственно от прожиточного минимума (почти 36 млрд рублей);
  • на индексацию размеров стипендий студентам средних специальных образовательных организаций и организаций высшего образования (чуть более 6 млрд рублей);
  • на поэтапное повышение зарплаты в 2016 году педагогических работников профессиональных образовательных организаций (11,665 млрд рублей);
  • на оплату надбавки в размере не менее 15% к окладам педагогических работников за работу в образовательных учреждениях сельской местности (более 7 млрд рублей).
  • на оплату длительного отпуска педагогических работников в размере не менее 50% от средней зарплаты за соответствующий период предыдущего учебного года (2,6 млрд рублей).

Оставшиеся средства должны пойти на всевозможные доплаты, на предоставление работникам сферы образования скидок на путёвки в санатории и организацию отдыха, на оплату длительных отпусков, единовременных пособий и т.д.

С учётом поправок уровень финансирования раздела «Образование» в бюджете на 2016 год должен повыситься почти на 13% — с 557,792 млрд до 629,437 млрд рублей.

«Как депутат, ведущий во фракции сферу образования, не могу не сказать об ущербности предлагаемого бюджета в части образования. Объём бюджетных ассигнований по сравнению с объёмами, утвержденными законом № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», меньше на 57,7 млрд рублей. То есть даже по сравнению с 2015 годом ассигнования на образование сокращаются на 53,38 млрд рублей, — пояснил Виктор Шудегов. — Доля в общем объёме расходов федерального бюджета с 4,1% в 2015 году сократилась до 3,6%. По отношению к объёму ВВП расходы по разделу «Образование» составляют в 2016 году 0,7%. Для сравнения: в 2015 году — 0,9%».

Таким образом, продолжил зампред комитета по образованию, депутатам предложено утвердить федеральный бюджет как бюджет сокращения зарплат в системе образования и стипендий, а по существу сделать 2016 год годом ущемления всей социальной сферы.

В Минобрнауки заявили, что правительство представило на рассмотрение в Госдуму проект бюджета на 2016 год, который обеспечивает безусловное исполнение обязательств государства в сфере образования с учётом действующих бюджетных ограничений.

«При этом в проекте бюджета предусмотрены в том числе и средства на развитие системы образования, включая развитие системы общего образования. В настоящий момент работу над проектом бюджета ведёт Государственная дума исходя из приоритетов социального развития страны», — сказали в пресс-службе Минобрнауки.

Что касается зарплат, то учителя, особенно в регионах всё чаще отмечают реальное сокращение заработной платы, что бы там не обещало государство. И снижаться зарплаты начали после внедрения нормативно-подушевого финансирования. Ни стаж, ни нагрузка, ни разряд не помогают. Чтобы получить среднюю по региону зарплату, некоторым пришлось бы взять больше 50 часов нагрузки в неделю, в которые не входит ни проверка домашних заданий, ни планирование уроков.

Разрыв между Москвой и регионами колоссальный, разница может быть даже пятикратной. Система надбавок и стимулирующих выплат не работает и не обеспечивает достойную поддержку зарплаты. Критерии оценки работы учителя тоже расплывчаты – «качественное содержание уроков» или «важность работы». Но как определить важность урока – никто не знает.

Школы попали в замкнутый круг. Хочешь больше денег – зови больше учеников. Но предел класса – 25 человек, а дополнительный приём потребует денег на их содержание. Это и новые классы, и часы учителей, и учебники, и многое другое. Таким образом, выходит, что нормативно-подушевое финансирование нисколько не помогает.

Нормативно-подушевое финансирование может быть полезно только для стабильного региона, в котором уже достаточно средств для их перераспределения в образовательные учреждения, где имеется чёткий перечень критериев оценки качества образования.

Понимают ли это в министерстве? Видимо, да. Иначе не было бы скачков с сокращения бюджета на увеличение и обратно. Чем всё это закончится и примут ли законопроект – пока неизвестно. До Нового года ещё месяц, всё может измениться ещё не раз.



Copyright 2014-2015