Ассоциация руководителей образовательных организаций


servispz.blogspot.com

Почему введение профстандарта перенесли?

На Всероссийском съезде педагогических работников Дмитрий Ливанов сообщил о том, что введение профстандарта «педагог» перенесли на 1 января 2017 года. Что изменит в работе учителей новый стандарт и когда же его все-таки примут – читайте в нашем материале.
12 ноября 2015

История создания профстандарта «учитель»

Документ «Профессиональный стандарт педагога» был утвержден приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 г. №5 44н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Изначально было предложено два варианта профстандарта — проект, разработанный Федеральным институтом развития образования (ФИРО), и проект группы во главе с директором Центра образования № 109 Евгением Ямбургом. По итогам общественного обсуждения был выбран второй вариант, несмотря на то, что многие считали его «утопией».

Стандарт должен был быть введен с 1 января 2015 года, однако на минувшей неделе его срок перенесли на 1 января 2017 года. Кроме этого, минобр не исключает вариант ещё одного переноса.

Переход общеобразовательных организаций к применению нового профстандарта педагога будет постепенным и последовательным, в целом этот процесс может занять не один год. На сегодняшний день, утвержденный профессиональный стандарт педагога применяется на базе отдельно взятых стажировочных площадок, а повсеместное внедрение, скорее всего, состоится не раньше 2018 года. Дискуссии, которые вызвало вступление в силу приказа «Об утверждении профессионального стандарта педагога», все еще не утихли.

Решение о переносе

Решение о переносе было принято в ходе Всероссийского съезда педагогических работников, открытом в МГППУ (10-13 ноября). В ходе съезда руководители органов управления образованием, представители Общероссийского профсоюза работников образования и педагоги обсуждали итоги апробации и поэтапного введения стандарта.

«Мы сразу договорились о том, что профессиональный стандарт будет вводиться по мере готовности, - прокомментировал свое заявление Дмитрий Ливанов. - Профстандарт не должен стать неожиданностью для учителей. Именно поэтому обязательное применение профессионального стандарта по нашей инициативе и Минтруда было перенесено на 1 января 2017 года. По мере того как сейчас будет апробация этого стандарта продвигаться, мы можем этот срок и дальше отодвинуть».

Сейчас апробация стандарта проходит в 43 регионах РФ. Ливанов отметил, что к апробации профстандартов должны привлекаться как можно больше учителей и воспитателей, однако стандартизация не должна приводить к росту бюрократической работы и «бумажной» нагрузки на учителя. Ливанов также призвал не оценивать качество работы учителя по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ), который показывают выпускники в конце учебного года.

«Ещё раз хочу обратить внимание, это принципиально для нас, что работу учителя не нужно оценивать по результатам ЕГЭ. Сейчас такая связь уже устранена из оценки работы губернаторов, мы её убираем из различных рейтингов, оценки работы школ. Это один из показателей, но далеко не самый важный. Самый важный показатель - это динамика и индивидуальный показатель каждого школьника».

Что такое «профессиональный стандарт»?

Профстандарт – это общая характеристика квалификации, необходимой специалисту для осуществления рабочей деятельности.

Документ «Профессиональный стандарт педагога» будет иметь силу нормативно-правового документа. Это значит, что он будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Также стандарт будет учитываться при разработке федеральных образовательных стандартов высшего образования педагогов и программ повышения их квалификации.

В профстандарте четко прописано, какие функции выполняет педагог дошкольного образования, начальной школы, средней школы, специалист в системе специального образования и персонал специального обучения.

Для чего вводятся «профстандарты»?

Профстандарты вводятся для того, чтобы актуализировать требования к работникам, претендующим на ту или иную должность, и привести профессиональное образование в соответствие с реальной ситуацией на рынке труда. Проще говоря, чтобы понимать, что должен уметь делать тот или иной специалист, а также какова функция и роль в своей сфере.

Предполагается, что введение профстандарта поможет повысить уровень педагогических работников, эффективно решить непростые задачи по планированию и реализации кадровой политики, установить систему оплаты труда с учетом актуальных требований. Но получить для применения на практике разработанные документы по обеспечению внедрения профстандарта педагога образовательные организации смогут только после завершения работы экспертов, оценивающих данный пакет документов, и его согласования с Министерством образования и науки РФ.

Почему именно сейчас?

По словам министра образования Дмитрия Ливанова, главными задачами создания стандарта является уже начавшаяся реформа системы повышения квалификации, модернизация системы педагогического образования на уровне высшего и среднего, а также изменения в системе аттестации учителей. «Нельзя требовать с учителей прямо сейчас то, чему их не учили ни в студенческие годы, ни в системе повышения квалификации, - отмечает министр. - Надо, исходя из требований этого стандарта, перенастроить систему повышения квалификации, чтобы каждый учитель смог привести свой труд в соответствие с общественными ожиданиями».

Почему наступило время для перемен также прокомментировал старший научный сотрудник Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ Александр Вавилов:

«Такая необходимость назрела очень давно. Не только в педагогике, но и в других сферах стандарты нужны для уточнения квалификационных характеристик, сейчас худо-бедно определенных единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). Эти характеристики настолько общи и декларативны, что непригодны для определения квалификации.

В квалификационных характеристиках дается общее описание должностных обязанностей, затем в самом общем виде перечисляется, что должен знать работник, и после этого кратко формулируются размытые требования, сводящиеся к уровню образования. Лишь в редких случаях уточняется направление подготовки. Иногда указывается на необходимость иметь тот или иной стаж. Такой подход давно устарел. Он скопирован с документов советских времен, в частности, с постановлений Госкомтруда СССР.

Правовая необходимость в профстандартах обусловлена ролью права — механизма легитимации требований. Без правовых рамок работодателю трудно обосновать и "узаконить" в локальном документе требования к качеству работы специалиста».

Что должен уметь «педагог»?

Для многих специалистов профстандарт может стать проблемой, так как в работу учителя вводится очень много новых задач. Многим педагогам придется освоить дополнительные виды трудовых действий и навыков, а возможно, даже повысить свой квалификационный уровень, чтобы соответствовать требованиям профстандарта.

Наряду со структурными изменениями общества меняются и его потребности, в том числе в сфере образования, а на педагога, как на центральную фигуру образовательного процесса, возлагается особая ответственность.

Предполагается, что педагог обязан: овладеть современными информационно-коммуникационными технологиями (подробные разъяснения есть в документе); освоить навыки преподавания и воспитания в поликультурной среде; обладать определенными переводческими компетенциями; уметь кооперироваться с учениками, их родителями и прочими участниками образовательного процесса для разработки индивидуальных программ развития детей. Кроме того, все педагоги должны уметь работать с такими группами учащихся как: учащиеся со специальными потребностями в образовании; одаренные ученики; ученики, для которых русский язык не является родным; ученики с ограниченными возможностями и т.д.

Учитель должен: демонстрировать знание предмета и программы обучения; уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока); владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.); уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. Педагог должен организовывать экскурсии, объективно оценивать знания учеников, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу и защищать достоинство и интересы учащихся.

Педагог должен иметь высшее образование. Учителям, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности

Что изменится?

Во-первых, профстандарт повлияет на процесс аттестации педагогических работников, но конкретной информации об этих изменениях и пути к их реализации нет. В данный момент работа над созданием системы внутреннего и внешнего аудита работы аттестационных комиссий уже идет.

Во-вторых, что касается выплат, по словам Дмитрия Ливанова, система оплаты труда должна исходить из выполнения стандарта: «Нам предстоит обсудить уровненную модель должностей. Ждем ваших предложений, нужно это или нет?» - спросил министр, в ходе съезда педагогических работников.

В-третьих, когда стандарт будет внедрен, за несоответствие ему могут уволить. «Уволить учителя за несоответствие профстандарту можно, - объясняет Александр Вавилов. - Но сначала это несоответствие нужно установить. Сделать этого не могут ни управляющий совет школы, ни директор — только аттестационная комиссия. Если она установит, что учитель не соответствует стандарту, его можно уволить по пункту 3 статьи 81 Трудового кодекса России (несоответствие занимаемой должности). Однако работодатель должен предложить учителю другую работу, соответствующую его квалификации, если есть такие вакансии, и учесть мнение представителя первичной профсоюзной организации (профкома), если учитель в ней состоит.

Уволить учителя за несоответствие стандарту можно только в том случае, если школа обеспечила условия для его реализации. Так, если в принятом стандарте указано, что учитель должен пользоваться современными компьютерными технологиями, но в школе нет ни нужного программного обеспечения, ни компьютеров, то уволить учителя за «несоответствие» уже нельзя, если он не применяет эти технологии».

 

Материал подготовила Кристина Сыцко


Полезные книги


Copyright 2014-2015