Ассоциация руководителей образовательных организаций


poimsk.belinskij.pnzreg.ru

Полномочия коллегиальных органов

Как правильно прописать полномочия, сроки действия и компетенции коллегиальных органов ОО в локально-нормативных актах? Продолжаем разбираться, как правильно составить устав своей организации.
29 сентября 2015

Предыдущие материалы о требованиях к уставу можно прочесть здесь и здесь.

 

«Требований к структуре устава никаких нет. Какие главы, разделы, параграфы, как они должны называться – требований не было, и нет. Если взять закон об образовании 92 года, статью 13, там на полторы страницы перечислялись пункты, которые должны быть отражены в уставе и не более того.

Некоторые берут за основу ГОСТ 2003 года по делопроизводству, который носит рекомендательный характер. Я им тоже пользуюсь, он некая основа, ориентир, который используется при разработке и написании любого документа. Но единого требования нет, это ваши традиции, обычаи, правила, но не требования закона. Поэтому у вас устав может быть из двух-трех, 5-10 разделов, кто как назовет. В этом отношении вы свободны и автономны. Никаких нарушений не может быть, если отсутствует какой-то раздел. За одним исключением – если у вас нет типового устава на руках, вам спущенного, в котором предусмотрены те или иные разделы.

Если есть типовой устав, то ваш устав не утвердят, пока вы не приведете его в соответствии со структурой типового. Ряд субъектов утверждали на своем уровне структуру устава без какого-либо наполнения.

А если мы говорим о содержании устава, то здесь очень просто. Есть требования, прежде всего, закона об образовании, закона о некоммерческих организациях, закона об автономных организациях, гражданский кодекс в новой редакции. Напоминаю, в июне прошлого года были внесены изменения и поменялись многие позиции, в том числе по субсидиарной ответственности учреждения, про учредительство и соучредительство, в частности - частных учреждений, по месту нахождения и юридическому адресу учреждения. Теперь в уставе не обязательно отражать конкретный адрес места нахождения юридического лица, можно сказать только общее местонахождение, например, республика такая-то, город такой-то. Адрес конкретный указывать в уставе не обязательно. Это произошло, так как наш адрес отражается в ЕГРЮЛ. Адреса меняются в связи с реорганизацией, например, если организация сменила адрес, стала работать по двум, раньше это требовалось вносить в  устав. Теперь в гражданском законодательстве таких требований нет. Проще говоря, если это в Москве – написать, город Москва. Можете писать, можете нет, все отражается в выписке из ЕГРЮЛ. А её можно получить прямо на сайте ФМС бесплатно краткую. Только за подробную выписку платим.

Последнее – требования учредителей к написанию устава. Практика здесь абсолютно разная.

Дальше, статья 25, есть иные нормы закона об образовании, если будете приводить в соответствие – сначала своя статья, а потом иные требования.

Обращаю внимание, чтобы не было путаницы, по действующему законодательству, есть две типологии образовательных организаций. Статья 23 закона об образовании говорит о новой типологии, которая пришла на смену типов и видов учреждений, и есть ещё закон о некоммерческих организациях, который устанавливает свою типологию. По этому закону у нас три типа – бюджетное, автономное и казенное учреждение. Частные – это отдельные правовые формы, они были и остаются. И типологии по 23 статье. По ней мы и должны в уставе и в наименовании нашего учреждения отобразить тип.

Когда читаем 25 статью мы имеем в виду именно типологию по 23 статье.

Обратим внимание на последний пункт 25 статьи – тут выявляется много нарушений в рамках плановых и внеплановых проверок. Сроки полномочий и компетенция органов управления. Я напоминаю, что и частное и муниципальное образовательное учреждение при формировании своей структуры органов управления должны руководствоваться 26 статьей. Она говорит, что у нас есть два обязательных органа, для автономных учреждений – три (наблюдательный совет), для частных ещё учредитель или общее собрание и учредитель, по-разному называют. Что получается?

Общее собрание работников или конференция для всех без исключения муниципальных и частных. Педагогический совет для всех. Для автономных ещё наблюдательный совет по закону об автономных учреждениях. Для частных может быть что-то ещё в зависимости от того что в свое время решили учредители. Соотнесите это с 25 статьей. Пункт компетенции и сроки полномочий. Многие забывают, берут старые уставы за основу, что-то переписывают и так далее.

Первая типовая ошибка, которая выявляется - это противоречие ваших локально-нормативных актов действующему уставу, если у вас новый устав в рамках закона об образовании принят. А именно, как правило, положение о педагогическом совете, в Москве положение об управляющем совете ещё, либо положение о наблюдающем совете в автономных учреждениях. Оно содержит также полномочия и компетенции этих органов.

В плане положения о педсовете традиционно пишут: «Педсовет рассматривает такие-то и такие-то вопросы». Здесь разные варианты. Либо действует раннее положение о педсовете, принятое ещё до нового устава и закона, либо принято новое положение, но без учета закона об образовании. Поэтому не могут быть в положении о педагогическом совете какие-то полномочия предусмотрены, потому что компетенция педсовета как управляющего органа отражается в уставе, но никак не в положениях.

Вторая типовая шибка. Во многих уставах в последней фразе написано, в пункте, посвященном полномочиям: «Рассматривает и иные вопросы, предусмотренные…» - и там либо локально-нормативными актами, либо положением о педсовете, либо ещё чем-то. Это нарушение. Вас заставят переделать. Потому что перечень компетенций, то есть полномочий, предусматривается только в уставе, согласно 2 части 25 статьи. Не могут локально-нормативные акты дополнять и расширять полномочия коллегиальных органов управления, а педсовет им является по новому закону об образовании.

Тоже самое с управляющими советами, в частности, в Москве. Что полномочия управляющих советов помимо устава ещё расширяются положениями. Это нарушение.

Дальше – сроки полномочий, все забывают это прописать. Поскольку собрание педработников является коллегиальным обязательным органом управления по 26 статье, плюс наблюдательный совет в автономках, мы должны формально сроки отразить.

По общему собранию работников или педсовету конференции рекомендация одна – писать, что они постоянно действующие коллегиальные органы управления. Потому что вы не можете собрания на какой-то срок собирать, потому что общий состав – это все работники, они у вас не на определенный срок приняты на работу, работают они по бессрочным трудовым договором. И формулировка – постоянно действующий - это отражает, то есть он бессрочный. Это тоже срок. И с педсоветом тоже самое, туда входит весь педсостав плюс административный блок – заведующие плюс замы. Это тоже типовая ошибка, когда по уставу в педсовет включаются только педработники, а заведующие и замы не отражены в уставе, но на собраниях присутствуют. В уставе должно быть отражено, что входят и педагогические, и руководящие работники. И срок полномочий такой же. Он потенциально может избираться на год – на один финансовый, календарный или учебный год, если у вас состав меняется, но я сомневаюсь  этом.

По наблюдающим и управляющим советам или другим коллегиальным органам управления, если они по уставу есть, вы также определяетесь. Но там уже сроки не постоянные будут, а на год-два. От одного до пяти лет. Общие собрания у кого-то есть ещё – отдельный орган управления, у кого как, в зависимости от практики. Это пункт 4, части 2 статьи 25 и на него стоит обращать внимание.

Когда спускают типовые уставы, где это не отражено, вы можете дискутировать с авторами разработчиками. Частникам легче, они сами свои уставы пишут.

Порядок принятия локально-нормативных актов должен быть отражен в уставе. Предусмотрено это статьей 30 закона об образовании. Об этом многие забывают, в том числе и разработчики типовых уставов. ОО принимает акты в пределах своей компетенции в соответствии с её уставом. В этой части написание устава может быть разное. Кто-то по тексту устава прямо пишет. Ну, например, положение о педсовете, которое регламентирует какие-то вопросы, прямо по тексту устава может быть прописано, что приложения принимаются на заседании педсовета и утверждается заведующей. И так по тексту, по всем документам.

Правила приема в учреждение, принимаются таким-то органом, согласовываются в таком-то порядке. Мы рекомендуем, это не обязательное требование, либо отдельный раздел, либо в общих требованиях, либо в заключительных положениях 3-4 пункта посвятить принятию локально-нормативных актов. И здесь подходы могут быть абсолютно разные, в зависимости от модели управления вашего учреждения, в зависимости от сложившихся традиций.

Вот по грифам на актах у кого-то приложения - принимаются на педсовете, согласовываются, как в Москве, управляющим советом и закрепляются учредителем. В Красноярском крае, где Александр Александрович Сидельников, говорят о другом. Так как есть орган государственно-общественного управления обладающий полномочиями, этот орган наделяется грифами «утверждаю» или «утверждено» и, соответственно, те же самые положения могут утверждаться не заведующей, а управляющим советом, общим собранием и т.д. Если у вас по уставу написано одно, а на титуле другое, то формально, согласно 30 статье, вы нарушили процедуру принятия документа, и он должен быть недействующим.

Если у вас правила приема принимаются на общем собрании, утверждаются заведующим, а у вас на общем собрании не были они приняты, или вы их там только согласовали, и на титуле стоит «согласовано», а не «принято», значит, вы нарушили процедуру, и документ не действует. Вы нарушили устав. Это повод для органов надзора в акте это отразить и выдать вам предписание.

И если у вас положение об оплате труда принято с нарушением процедуры, или о платных услугах, или правила о распределении выплат, в том числе внебюджетных средств, то вы нарушили документ, и выплаты у вас, в логике, незаконно произведены. Потому что эти правила были приняты с нарушениями. Тут уже как контрольно-счетный орган это оценит, вплоть до неэффективного и нецелевого нарушения средств. Это формальное нарушение с точки зрения графологии, может повлечь серьезные последствия. Обычно все люди разумные, органы ограничиваются актами и предписаниями, но есть и более радикальные подходы.

Оформлять резюме тоже можно двумя способами, можно по тексту писать какие документы в каком порядке принимаются, утверждаются и вступают в силу, можно отдельным разделом прописать всю процедуру.

Часто спрашивают, в какие сроки мы должны принимать или вводить в действие документы? Ответ простой – сроков нет, если вы сами их себе не установили. По локально-нормативным актам такого нет. В частности, мы на прошлой неделе педсовет собирали в нашем учреждении, принимали около 10 актов, педсовет принял, управляющий совет согласовал, теперь дело только за принятием и подписью директора. У нас никаких жестких сроков нет по учреждению, у нас на подписи директора или заведующей могут лежать документы и 2-3 недели, если не горит и нет разногласий по тексту. Можно и полгода держать, не подписывая. А ещё есть у учредителя право наложить вето, как у президента: везде в думе принятии, в совете федерации приняли, а президент не подписал. Такое возможно. Потому что подписывая, берешь ответственность за текст этого документа. Можно создать конфликтую или согласительную комиссию или просто вернуть документы на доработку, если есть несогласия».

 

Расшифровано со слов юрисконсульта, эксперта Рособрнадзора России Феклина Сергея Ивановича.

Продолжение серий материалов о требованиях к уставу организации читайте на следующей неделе на портале «Управление Образованием».

Фёклин Сергей Иванович

к ю н
Руководитель юридической клиники (консультации) ГАОУ ВО МГПУ, доцент, кандидат юридических наук
Посмотреть подробный профиль


Copyright 2014-2015