Ассоциация руководителей образовательных организаций


Русский язык и литература: в ожидании перемен

Вчера в Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Итоги обсуждения концепции школьного филологического образования», которую разработала Ассоциация учителей русского языка и литературы (АССУЛ).
12 ноября 2014

«Именно филологическое образование формирует языковую личность, влияет на формирование ментальности и национально-культурной идентичности носителей языка, а также создает условия для личностного развития и самореализации духовно-нравственного совершенства личности, – отметила Людмила Дудова, председатель Ассоциации, заведующая кафедрой филологического образования Московского института открытого образования. – Мы рассматриваем концепцию как систему согласованных в экспертном сообществе подходов к изучению русского языка и литературы на этапе основной и старшей школы в условиях введения ФГОС. При этом мы исходили из особого статуса этих предметов, которые, с одной стороны, дают основы лингвистики и литературоведения и все, что связано с работой со словом, а с другой стороны, русский язык является тем самым инструментом, без качественного освоения которого невозможно постигать другие предметные области».

В то же время эксперт подчеркнула: нельзя допустить, чтобы школьники изучали родной язык «только как инструмент для формирования функциональной грамотности». Преподавание в школе в рамках предлагаемых методик должно быть ориентировано на ценностно-смысловое восприятие русского языка, отражающего национальные идеи и представления о них.

Согласно концепции, система преподавания русского языка и литературы будет серьезно реформирована. Они снова станут двумя отдельными предметами. Но лишь для литературы будет выделено обязательное количество часов: в пятых–седьмых классах на нее отводится по три часа в неделю, с восьмого по одиннадцатый – по четыре.

С русским языком дела обстоят куда сложнее. Здесь каждая школа и каждый субъект смогут распределять часы самостоятельно. Главное соблюсти следующие условия: с пятого по девятый класс на русский язык нужно отвести не менее 850 учебных часов, а в десятых–одиннадцатых – не менее 136. Более того: школам с «преобладающим национальным компонентом» разрешается отдать все эти часы иностранному языку и родному национальному. По мнению Общественной палаты это не должно быть проблемой, ведь в российских школах «все предметы преподаются на русском».

Столь же значительные изменения претерпел список произведений, обязательных для изучения в пятых–одиннадцатых классах на уроках литературы. Некоторых произведений изменения коснулись уже не в первый раз. Так, «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, который включили в школьную программу осенью 2009 г. по прямому указанию Путина, теперь из программы убрали.

Не вернулись в программу и легендарные советские произведения, например, «Как закалялась сталь» Николая Островского или «Молодую гвардию» Александра Фадеева, несмотря на просьбы Компартии Крыма. Не спасло их и то, что тематика, казалось бы, соответствует сегодняшнему моменту: антифашистская комсомольская подпольная организация «Молодая гвардия» действовала в годы Великой Отечественной войны на территории нынешней Луганской (бывшей Ворошиловградской) области Украинской ССР. Авторы концепции объясняют это «необходимостью разумного баланса плодотворных национальных традиций в сфере образования и педагогического новаторства».

Творчество многих других писателей изучается более обширно, однако выбор конкретных произведений частично зависит от выбора учителя. Например, из творчества Льва Толстого изучается одна повесть, два рассказа, а также роман-эпопея «Война и мир». Из произведений Александра Куприна – также на выбор учителя – два рассказа, Николая Гумилева – два стихотворения, Ивана Бунина – три стихотворения, Николая Лескова – одна повесть и так далее. А творчество Достоевского по-прежнему представлено лишь одним произведением – романом «Преступление и наказание».

Из современной литературы будет изучаться в основном творчество Высоцкого и Окуджавы – по два стихотворения. Обязательный список заканчивается 1980 годом, а с более поздними произведениями открывается еще большая свобода выбора. Учителю предлагается самостоятельно определять список не только произведений, но и авторов: «Современная отечественная литература – два произведения», «Литература народов России – два произведения», «Русская литература второй половины XX в. – два произведения». Единственное ограничение – не допускается ненормативная лексика и пропаганда низменных инстинктов.

По словам Людмилы Дудовой, классиков и современных писателей в списке поровну – по 28.

Иностранная литературы представлена лишь 11 именами: Гомер, Сервантес, Данте, Шекспир, Гете, Мольер, Байрон, Андерсен, Твен, Сент-Экзюпери и О. Генри – троих из которых будут изучать в виде «фрагментов». Современную зарубежную литературу школьники будут изучать по трем произведениям, опять же на выбор учителя.

Авторы концепции обозначают такой подход как «творческую свободу педагога».

Список обязательных произведений вызвал бурную дискуссию – например, потому, что в нем нет современных авторов, но есть Александр Радищев и Николай Чернышевский.

«Мы с вами взрослые люди и понимаем, что их снова вернули в список из-за идеологии, – заявила сотрудник филологической кафедры Московского института открытого образования Наталья Кутейникова. – Чернышевский и Радищев – это не художественная литература, а публицистика. Пусть ее проходят студенты-политологи, а не девятиклассники».

«Ребенок должен знать, что в России был Радищев, а одна прочитанная глава его книги никому не повредит», – не соглашались представители АССУЛ. Других экспертов удивляло, почему в списке нет Владимира Набокова и Чингиза Айтматова, но есть писавший на татарском языке поэт Муса Джалиль.

Были озвучены и более радикальные предложения: пересмотреть список литературы так, чтобы он «соответствовал психофизиологическому развитию детей». «Эти произведения не соответствуют тем проблемам, которые занимают наших детей, поэтому им становится скучно читать, – считает Ирина Арзамасцева из МГПУ. – Почему в списке нет фантастики, Стругацких, подростковой литературы? Ребенок будет зачитываться книгами, которые помогут социализироваться среди ровесников и взрослых. А классика останется на вырост». Это, в свою очередь, вызвало обвинение критиков в неоправданной вариативности.

Многие критики пытались доказать, что концепция школьного филологического образования идет вразрез с ФГОС, однако авторы документа утверждают, что именно готовящаяся программа сгладит существующие в сегодняшнем преподавании словесности в школе перекосы от ускоренно внедренного образовательного стандарта.

В любом случае, в итоге проект концепции решено было направить в Минобрнауки, чтобы ведомство приняло ее в качестве официального государственного документа. Пока что министерство не прокомментировало перспективы этого обращения.

Фото: http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/ruslang/3019.html


Полезные книги

Новости по теме


Copyright 2014-2015