Ассоциация руководителей образовательных организаций


cont.ws

Время идет – темы меняются

Рособрнадзор направил в регионы рекомендации по проведению итогового сочинения, в том числе 5 направлений тем на выбор. Какие темы предлагают ученикам сейчас, и какие предлагали в начале 20 века? И какие из них больше нравятся школьникам?
02 ноября 2015

 

Сочинение 2015


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки разработала и направила в регионы методические материалы по организации и проведению итогового сочинения (изложения). Эти рекомендации определяют категории участников, сроки, продолжительность и технический регламент проведения итогового сочинения (изложения), а также требования к организаторам, порядок проверки и обработки результатов. Кроме того, в методических рекомендациях определены сроки действия результатов сочинения и возможности повторного допуска к его написанию, в случае получения неудовлетворительного результата. Также были дополнены критерии оценивания сочинения и усилены требования по объему и самостоятельности написания работ.

Напомним, что с 2014-2015 учебного года выпускники школ, реализующих программы среднего общего образования, для допуска к государственной итоговой аттестации пишут в обязательном порядке итоговое сочинение. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено изложение. Оценкой итогового сочинения или изложения будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче ЕГЭ и государственного выпускного экзамена будут допускаться только выпускники текущего года, получившие зачет.

Выпускники прошлых лет могут по желанию писать итоговое сочинение (изложение) для представления его результатов в вузы. Сочинение (изложение) будет оцениваться по пяти критериям: соответствие теме; аргументация и привлечение литературного материала; композиция и логика рассуждения; качество письменной речи; грамотность. Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.

Писать итоговое сочинение (изложение) выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам (текстам), сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. В первую среду февраля и рабочую среду мая выпускникам будет предоставлена возможность пересдачи.

Ранее Советом по сочинению были определены пять основных направлений тем итогового сочинения в 2015-2016 учебном году:

1. «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

2. «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

3. «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

4. «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

5. «Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет». Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

 

Сочинение 1915

 

А в начале 20 века ученикам гимназий предлагали совсем другие темы. Например:

Для младших классов:

* О том, что видела птичка в дальних землях.

* История постройки дома и разведения при нем сада…

* Великаны и пигмеи лесного царства.

Для детей 12-13 лет:

* Замирание нашего сада осенью.

* Река в лунную ночь.

* Лес в лучшую свою пору.

* Встреча войска, возвратившегося из похода.

* Дедушкин садик.

Для старших гимназистов:

* Слово как источник счастья.

* Почему жизнь сравнивают с путешествием?

* Родина и чужая сторона.

* О скоротечности жизни.

* Какие предметы составляют богатство России и почему?

* О высоком достоинстве человеческого слова и письма.

* О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.

* О проявлении нравственного начала в истории.

* На чем основывается духовная связь между предками и потомством

 

Год назад «Комсомольская правда» предложила ученикам из московской школы № 1411 перенестись на 100 лет назад и написать сочинение на одну из этих тем.

«Комсомолка» опубликовала цитаты из этих сочинений (с авторской орфографией и пунктуацией).

 

«О скоротечности жизни» 

«Будучи подвергнутыми болезни старения многие люди пытаются оставить свой след в истории, дабы не кануть в лету. Как сказал Лев Толстой: «Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели» (М., 10-й класс).

«Без цели жизнь, действительно, кажется, пустой и скоротечной. Но я думаю, что определить свою истинную цель и истинное призвание можно лишь после какого-то важного события, которое случилось в жизни и дало понять, в какую сторону следует двигаться. Стоит быть внимательным и понять, расшифровать знак, посылаемый судьбой через это некое событие» (Н., 10­-­­й класс).

«Обычно, когда люди идут к мечте, они слепо не замечают происходящего и только идут вперед, и лишь под конец жизни, получив все к чему стремились, они понимают, сколько они упустили приятных мелочей, открывают глаза и начинают жить» (8-й класс, 14 лет, девочка).

«Спросите себя, что вам нужно: греющее сердце чувство или богатая внутренняя пустота?» (8-й класс, Мария).

 

«Почему жизнь сравнивают с путешествием?»

«Некоторые путешественники стремятся к материальному благополучию, некоторые к душевному равовесию, но бывают и такие, кто не имеет свой цели. Их можно назвать кочевниками. Они путешествуют по миру людей, помогая другим странникам пройти сквозь страхи и отчаяние, или наоборот преграждая им путь. Но рано или поздно и у таких кочеников появляется цель и они превращаются в путешественников...» (Кулькина Катя, 8-й «В»).

 

«Слово как источник счастья»

«Что такое слово? Слово - это единица предложения, скажете Вы и окажетесь правы. Из слов составляют предложения, из последних в свою очередь тексты. Но каждое слово нечто большее, чем единица предложения.

Во времена войны люди были на огромных расстояниях друг от друга, каждая весточка о дорогом человеке была важна, ведь люди были лишены возможности общаться напрямую. Любое слово было ценным материалом, родные с тяжестью на сердце замирали, ожидая лишь одно, пробуждающее надежду слово «Жив».

Без помощи слов невозможно показать свои чувства. Слово - это единица счастья» (Ива, 8-й «А»).

«Когда кажется, что уже все потеряно, правильные слова могут вызвать такую необходимую улыбку» (Юля, 10-й класс).

«Слово может дать надежду отчаявшемуся человеку, что он выживет. Иногда словом можно осчастливить человека, его простив». (Алина, 8-й «В»).

 

В газете отметили, что школьники управились с сочинением всего за пол­часа и дореволюционные темы понравились им куда больше современных.


Copyright 2014-2015