Ассоциация руководителей образовательных организаций


www.to14.rosreestr.ru

«За это не штрафуют, но это лишняя работа»

Работник Рособрнадзора Сергей Феклин о коллегиальных органах и их полномочиях, лишней работе и требованиях к структуре сайта.
05 октября 2015

Предыдущие материалы о требованиях к уставу можно прочесть здесьздесь и здесь.

 

"Следующая группа требований для всех видов образовательных организаций. Это вопрос с управлением, реализация права участников образовательных отношений на управление организацией. Это прописывается в уставе, в разделе компетенций. Отдельно это не регламентируется, а там прописывается, кто входит в какие советы, как это принимается, формируется и т.д. Здесь ничего нового, всегда это в уставах было. То же самое с родителями.

Только родительский комитет по новому закону не обязателен, у нас есть либо советы обучающихся, либо советы родителей по 26 статье закона, которые могут формироваться. Подходы к оформлению статуса этих органов разные. Вы можете назвать их и комитетами, это не принципиально. Но в Москве, в типовом уставе, советы родителей заведены в раздел органов коллегиального управления. И с формальной точки зрения советы родителей в московских школах являются коллегиальными органами. А в этой связи следующее нарушение сразу вытекает. А именно…

Мы сейчас это отрабатываем с департаментом, чтобы снять эти противоречия. 27 статья часть 4, в ней указаны обязательные органы и «могут формироваться иные коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом». Если в уставе кто-то, не подумав, написал в разделе управления, что советы обучающихся или советы родителей являются коллегиальными, тогда вы должны руководствоваться пунктом 4, части 2, статьи 25-ой. И прописать структуру полномочий, порядок формирования и срок действий этого совета, как коллегиального органа. Если продублировали 26 статью про советы, включив их в раздел и назвали их коллегиальными органами, но забыв расписать их полномочия – это тоже будет нарушением. Поэтому проще такие советы все-таки к коллегиальным органам не вносить, а отдельной строчкой или разделом вносить возможность существования таких органов. Но если у вас есть большое желание играть в демократию, то пожалуйста. Но они должны работать тогда со всеми протоколами, с размещением информации на сайте об этом коллегиальном органе, и дальше рекомендую, если у вас несколько органов коллегиального управления. В уставах,  когда пишут полномочия педсовета или другого собрания кто во что горазд, голь на выдумку хитра. Меня всегда умиляют такие коллегиальные полномочия как заслушивание отчета или доклада заведующей, например. Или определение стратегии концепции развития учреждения. Либо обсуждение какого-то вопроса. У меня всегда вопрос – а в чем тогда управленческие функции этого учреждения?

Вот на педсовете определили стратегию развития учреждения до какого-то года, в уставе это закреплено, а в чем управленческое решение? Концепции приняли, а в протокол мы что запишем? Получается, что концепция является отдельным ЛНА. Или заслушать отчет о работе по итогам года – в чем решение? Нельзя сказать, что вы что-то нарушаете, потому что полномочия формируете вы в своем уставе, как запишите, так и будет. Но все-таки, исходя из основ управленческой деятельности, надо давать в уставе этим органам функции управления. Если это общие собрания – то, по-видимому, это вопросы, касающиеся всех работников. Принятие внутреннего распорядка, внутренних ЛНА по вопросам оплаты труда и так далее. Это управленческие решения. На титуле будет «принято» на заседании общего совета такой-то протокол от такого-то числа, исполнение обязательно всеми работниками.

То же самое с педсоветом. Там полномочия тоже умиляют. Некоторые до сих пор закрепляют там перевод воспитанников на следующую учебную группу в следующем учебном году. Вопрос – а педсовет может принять решение не переводить ребенка на следующий год? Нет. Тогда нет смысла это писать, и у дошкольников, и у школ. В любом случае ребенок переводится, либо без задолжности, либо с ней в рамках 53 статьи закона об образовании (школы).  Вы не можете это писать. Это нарушение. Ранее было закреплено в законе, что педсовет принимает решение о переводе учащегося, сейчас этого нет. Поэтому это нелогично закреплять в уставе, особенно в дошкольном учреждении. В отличие, от колледжа и вуза, да и там условно - с задолжностью или нет.

У нас педсовет занимается следующими вопросами: мониторинг системы образования и проведение соответствующих решений, затем принятие или согласование отчета о самообследовании по итогу года. Далее, педсостав входит в состав других органов управления, например в управляющий совет, соответственно на педсовете решается избрать или делегировать кого-то в управляющий совет. Далее принимают или согласовывают большой пакет ЛНА, правила приема, перевода в течение года и т.д. Все полномочия связанные с заслушиванием или обсуждением исключены, они не имеют управленческих решений.

Надо смотреть ваш орган управления, и чем он у вас занимается, нет единого универсального лекарства для всех. Потом модели управления учреждением разные. Где-то это авторитарное управление, и заведующему фиолетово на все эти решения, а где-то это демократический стиль управления, и заведующая все согласовывает с советом. Уставы пишутся не просто так  под конкретную личность на конкретном этапе развития, как и любой документ.

Если ребенок идет в школу в 6 или 7 лет, вопрос его принятия тоже решает не педсовет, а заведующие и родители. Родитель пишет заявление, и заведующая принимает решение. Вы не собираете педсовет по этому поводу. Если вы их закрепляете, тогда вы должны проверяющим показать протокол или выписку из протокола по этому вопросу. Иначе вы нарушили процедуру и ваш приказ о переводе или нет – незаконен. Нужно внимательно читать законы, которые мы с вами принимаем.

Дальше обращаем внимание на требования к отдельным организациям. У нас с вами спецназвания не может быть, это только кадетские корпуса и кадетские классы, научных работников у вас с нами в составе нет, поэтому эти правила не распространяются, но вот по частных организациям – да.

Если частное учреждение, то в рамках 51 статьи мы должны определиться с порядком назначения на должность руководителя.  У нас есть несколько процедур. Либо назначение учредителем, либо предварительное избрание по конкурсу с последующим утверждением учредителя. В Москве у нас идет предварительное избрание в должность с последующим утверждением, в регионах по-разному, где-то без предварительного конкурсного отбора, сразу заведующих назначают на должность. То есть тут тоже могут быть разные правила. И президента у нас с вами нет, если мы не высшее образовательное учреждение и не вуз.

Дальше группа норм, которые устанавливают возможности по отражению тех или иных позиций в уставе. Это и иные коллегиальные органы управления, научно-творческую деятельность мы с вами не ведем, иной вид деятельности у нас с вами, если есть (ч. 1. Ст. 102) – это наша приносящая доход деятельность, платные образовательные услуги или что-то иное. Если мы этим занимаемся, то по закону об образовании, закону об автономных и некоммерческих организаций, плюс гражданский кодекс в новой редакции у нас в уставе должен быть исчерпывающий перечень приносящих доход деятельности.  Никаких формулировок «и иная, не запрещенная законодательством…» в уставе недопустимо.

Тут есть два подхода. Первый, ряд учредителей и вообще специалистов, которые утверждают уставы на местах буквально говорят о том, что если вы не занимаетесь сдачей помещений в аренду, значит, в уставе это не отражаете. Второй, их больше, это позиция минобра и рособра, что в уставе допустимо указывать перечень приносящих доход деятельностей, которые сейчас не ведется. Не сдаем сейчас, но в уставе можем отразить. Потому что это дает нам право, как и лицензия на проведение образовательной деятельности дает право на ведение этой деятельности. Это не значит, что мы обязаны этим заниматься. Частное учреждение может иметь лицензию на образовательную деятельность, а заниматься оптовой торговлей. Это их право.

Я знаю ряд регионов, Калининград в свое время, требовал переоформлять лицензии, если кто-то не занимался образовательными программами при наличии лицензии. Были суды, в основном частные сады судились с местным обрнадзором, и они суды выигрывали. Суд подтвердил, что лицензия – это право, а не обязаловка.

Вопросы могут быть по налоговой деятельности, что образовательная деятельность не реализуется, но, тем не менее, это вопросы и не более того.

Ещё обратим внимание, если у вас несколько коллегиальных органов управления, то сделайте для себя таблицу и разведите их полномочия. И выпишите, кто чем занимается, это же по ЛНА. У вас один ЛНА может приниматься и согласовываться в различных органах: принят на педсовете, согласован управляющим советом, утвержден руководителем или наоборот. Где-то гриф «утверждено» закреплен за педсоветом, это тоже возможно. Если какой-то документ утверждает не заведующая, а какой-то коллегиальный орган управления, то у заведующего одно полномочие – ввести его в действие своим приказом. Это должны изначально закладывать в документ. Потому что если документ утвержден 20 июня, это не значит, что документ вступит в силу сегодня или завтра. Если это не записано в самом тексте документа, иногда указано, что документ вступает в силу со дня утверждения или после размещение на официальном сайте. По 29 статье наши ЛНА должны быть размещены на сайте в течение 10 рабочих дней. Когда вы принимаете что-то, вы должны отдельным приказом возложить на кого-то ответственность за выкладывание скана документа на сайте.

У вас документ может быть принят 25 мая, а утвержден 1 сентября. Это возможно. И 10 рабочих дней тогда считается с 1 сентября. Может быть другой вариант – можно утвердить документ 25 мая, но вводится в действие он с 1 сентября.  Отсчитываем со дня введения в действие.

У нас есть требования формата размещения документов на сайте.  Есть постановление правительства, во исполнение этого постановления рособрнадзор издал приказ «О требованиях к структуре сайта» по формату документов, которые размещаются на сайте.

Приказу уже год. Даже больше. Если у вас сайты по муниципалитету не единые, не структурированные за вас, в частности это касается частников, то в преддверье плановых, внеплановых проверок рособрнадзора соотнести структуру своего сайта в соответствии с приказом. Тут отдельным пунктом указаны форматы документов, которые размещаются, все правила и положения. Пункт «файлы». Там сказано, с каким расширением, в каком формате размещать. Поэтому, если что-то разместили не в том формате, это отразится в акте предписания. Это не страшно, за это не штрафуют, но это лишняя работа.  Лучше сразу все сделать по приказу.

Частая ошибка, документ размещается, например, в формате ворд, и титул документа «принято», но нет ни печати, ни подписи, просто текст.  Это ошибка. Минимум указать номер протокола и дату, если не указано это, то где-то на сайте разместить выдержку из протокола, что документ принят.  И где «утверждено» вставлять скан печати и подписи.

По уставу все, потому что практика разная. Образцы идеальных уставов не могу дать, для Москвы только запустили альтернативный вариант устава".

 

Расшифровано со слов юрисконсульта, эксперта Рособрнадзора России Феклина Сергея Ивановича.

Окончание серий материалов о требованиях к уставу организации читайте на следующей неделе на портале «Управление Образованием».

Фёклин Сергей Иванович

к ю н
Руководитель юридической клиники (консультации) ГАОУ ВО МГПУ, доцент, кандидат юридических наук
Посмотреть подробный профиль


Copyright 2014-2015