Ассоциация руководителей образовательных организаций


© пресс-служба УГАТУ

Ректор УГАТУ: наши студенты проходят практику на предприятиях ОПК

Знают ли студенты, где они будут работать после окончания вуза? Ждут ли их работодатели? Какие узкие специальности наиболее востребованы в авиационной отрасли? На эти и другие вопросы ответил ректор Уфимского государственного авиационного технического университета Николай Криони.
09 октября 2015

Уфимский государственный авиационный технический университет принял активное участие в «Навигаторе образовательных кластеров», опубликованном РИА Новости. В связи с этим ректор Николай Криони рассказал о том, как в вузе реализуется дуальное образование. 

 

- Николай Константинович, в авиационно-технологический кластер Республики Башкортостан вошел Уфимский государственный авиационный технический университет, НП Технопарк авиационных технологий и ООО «Уралавиаспецтехнология». Как реализуется взаимодействие вуза с работодателями?

- Авиационно-технологический кластер Республики Башкортостан включает не только названные Вами организации, но и такие крупные промышленные предприятия, как ОАО УМПО, КумАПП и многие другие. Взаимодействие университета с предприятиями осуществляется самыми разными способами: это и целевая подготовка специалистов по заказам оборонно-промышленного комплекса, и проведение совместных работ по госзаказу по постановлениям Правительства РФ, а также совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Причем, новые пилотные проекты разрабатываются и опробируются совместно с Технопарком авиационных технологий. Все это позволяет предложить в серийное производство уже отлаженные технологические процессы.

- А сами уфимские предприятия участвуют в обучении студентов? 

— Да, студенты проходят теоретическое обучение непосредственно в университете, а все виды практик и научно-исследовательские работы проводятся на предприятиях конкретно по их тематике. Здесь необходимо отметить и то, что представители промышленных предприятий сами участвуют в образовательном процессе, читают лекции по специальным дисциплинам, проводят практические и лабораторные занятия, являются руководителями и консультантами выпускных квалификационных работ. Ведущие специалисты промышленных предприятий входят в государственные экзаменационные комиссии.

- Вы адаптируете учебные программы под инновации этих предприятий?

— Мы готовим достаточно много кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Два года подряд мы являемся победителями конкурса на целевое обучение студентов для предприятий ОПК. По условиям этого конкурса университет разрабатывает новые инновационные курсы под заказ предприятий, и самое главное, обучение проводится непосредственно на самом предприятии, а также с использованием ресурсов базовых кафедр, которые мы создаем на промышленных предприятиях. Студент приобретает умения использовать и работать на том оборудовании, с которым он столкнется на предприятии после окончания вуза.

- Не могли бы Вы рассказать какую-нибудь историю успешного студента, который заранее четко понимал, где и над чем он будет работать сразу после окончания УГАТУ?

— Здесь можно было бы привести в качестве примера сотни фамилий студентов, которые ставили целью добиться успехов в научной области или на производстве. Например, к нам на специальность «Физика металлов» поступили абитуриенты Александр Медведев и Марат Латыпов. Эта специальность считается классической научной специальностью, и эти ребята поступали именно для достижения успехов в науке, причем не только у нас, но и за рубежом. И вот результат: начав свою научную деятельность в университете, они защитили PhD диссертации: Медведев — в Австралии, а Латыпов — в Южной Корее. Таких примеров успешных выпускников в вузе очень много. 

- В чем Вы видите конкретную пользу от непрерывности образования и связи с профилем? С какими проблемами сталкиваетесь?

— Как я уже отметил, в настоящее время мы широко внедряем дуальное образование. Как известно, такая система профессионального образования получила мировое признание, как наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров. Она комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и получение практических компетенций на производственном предприятии. Суть такого подхода состоит в том, что предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, на предприятиях создаются базовые кафедры с необходимым оборудованием, работодатели принимают участие в разработке образовательных программ. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебного процесса.

Преимуществами такого метода обучения является то, что дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения — разрыв между теорией и практикой. С другой стороны, создается высокая мотивация получения знаний и приобретения навыков в работе, ведь качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах.

Основные проблемы такого вида обучения — отсутствие правовых основ участия предприятий в подготовке кадров, а также недостаточная инфраструктурная поддержка. Кроме того, сегодня не очень высокий уровень престижа профессий, связанных с промышленным производством.

- Какие, на Ваш взгляд, сейчас наиболее востребованы узкие специальности, связанные с авиацией?

— В рамках реализации стратегических задач развития промышленности мы тесно работаем с предприятиями объединенной двигателестроительной корпорации – ОДК. По их отзывам, корпорация сегодня столкнулась с проблемой дефицита специалистов по ряду направлений. Наиболее востребованы сегодня выпускники по направлениям «Проектирование авиационных и ракетных двигателей», «Двигатели летательных аппаратов» с высоким уровнем подготовки в части разработки и реализации технологических процессов с использованием современного оборудования. Также весьма востребованы специальности, связанные с разработкой и реализацией новых инновационных технологий.

- А какие направления Вы считаете наиболее перспективными?

— Я считаю перспективными на сегодня все без исключения технические специальности. Ежегодный анализ трудоустройства выпускников показывает, что наши специалисты крайне востребованы на предприятиях любых форм собственности, причем как в нашем регионе, так и за его пределами. 


Полезные книги


Copyright 2014-2015