Ассоциация руководителей образовательных организаций


Основные проблемы профессионального образования

Специально для портала «Управление Образованием» директор Институт развития образования ВШЭ Ирина Абанкина обозначила основные проблемы в проф образовании.
02 апреля 2015

"В высшем образовании, я вижу три основные проблемы:


1. Возможности системы высшего образования подготовить кадры для импортозамещения - какие кадры какой квалификации необходимы, какие вузы за счет каких программ могут это обеспечить.

2. Переход на двухуровневую систему образования (бакалавриат-магистратура) - кому нужна магистратура? В 2011 году впервые в России на программы бакалавриата было принято 80% выпускников школ, а на программы специалитета всего 20%. Сейчас в 2015 году (летом) ожидается впервые в России массовый выпуск из бакалавриата. Что делать этим ребятам? Каковы перспективы их трудоустройства и дальнейшего продолжения образования в магистратуре? Ситуация осложняется тем, что в 2015 году мы будем иметь двойной выпуск - приема 2010 года на специалитет (5-летние программы), которые сейчас заканчивают специалитет, и выпуск бакалавров приема 2011 года (на 4-летние программы). Всего ожидаемый выпуск 2015 года из бакалавритата и специалитета превышает 1,2 млн. человек. Это очень масштабный выпуск, который первышает стандартный выпуск примерно в 1,8 раза, при этом он будет в условиях кризиса. Кто из них сможет устроиться по специальности? Кто продолжит учебу и где? Кто оплатит продолжение образования? Следует подчеркнуть, что и на вузах лежит большая ответственность, т.к. трудоустройство теперь входит в показатели эффективности деятельности вузов.  

3. Он-лайн образование?  Позиции российских университетов. Есть ли шансы выиграть в конкуренции на новых платформах он-лайн образования? Глобальное образование теперь без нас или вместе с нами?

 

 

Если говорить о среднем профессиональном образовании, то здесь два других фокуса рассмотрения:

1. В условиях заслона потокам мигрантов с низкими образовательными результатами, которые занимали низкие позиции на рынке труда в сервисных отраслях кто будет осуществлять замещение этих вакансий на рынках труда, особенно в крупных городах? Как переориентировать высвобождающиеся кадры офисных работников на новые вакансии в сервисной экономике? Как снять напряжение разрушенных ожиданий?

2. Какой потенциал системы профобразования для программ по переподготовке кадров, перепрофилирования людей в ситуации смены жизненных траекторий?
В системе образования на любом уровне остаются вопросы достижения показателей по оплате труда в условиях системного сжатия ресурсов, демографического спада (кроме уровня дошкольного образования) и невозможности семей оплачивать образование из-за финансового кризиса, в том числе падения курса валют".


Полезные книги


Copyright 2014-2015