Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


Быть полезным другим: что важно учитывать в современном СПО, рассказали в РАО

О том, как воспитывать и обучать студентов СПО так, чтобы выбранная профессия была в радость, рассказали в Российской академии образования.

06.04.23

Сегодня нередко случается так, что молодежь не получает удовлетворения от своей работы, на которую устраивается по окончании обучения. Это касается выпускников как вузов, так и колледжей. Поскольку в организациях СПО молодые люди зачастую оказываются в более раннем возрасте, чем в университете, то и выбор профессии им дается сложнее. О том, как воспитывать и обучать студентов СПО так, чтобы выбранная профессия была в радость, рассказали в Российской академии образования.

О сути воспитательной деятельности в образовательных организациях СПО и особенностях ее организации рассказал доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор Владимир Блинов.

Владимир Игоревич посвятил свое выступление воспитанию студентов СПО в свете требований 304 ФЗ и сведений, внесенных в Закон об образовании в 2021 году. По его мнению, важно разобраться в том, что есть воспитание, какие факторы влияют на развитие личности в этой среде – в возрасте от 15 до 18 лет. Это переход от старшего подросткового возраста к юношескому, когда происходит осмысление жизни и места, которое человек будет в ней занимать.

Что есть воспитание

Спикер обращает внимание на то, что в официальных документах используют разные определения воспитания. С одной стороны, воспитание – это трансляция духовных и иных общественных ценностей от общества к человеку. Однако нельзя при этом забывать важную особенность: воспитание – это еще и помощь человеку в развитии его личности.

Развитие происходит разнопланово. Это и физическое, и умственное, и нравственное развитие – весь комплекс, связанный с эмоционально-волевой сферой, с когнитивной сферой. То есть к воспитанию можно смело относить все обучение.

К слову, классики педагогики нередко говорили, что главное средство воспитания – это обучение. Именно на этом заявлении выстраивается система воспитания студентов СПО. Ведь они уже и сделали шаг в профессию (первичный выбор состоялся), и готовятся к выходу на рынок труда, готовы изменить свой социальный статус. Современное среднее профессиональное образование представляет огромный спектр самых разных специальностей – творческих, технических, чисто социальных, медицинских.

О целях воспитания

Цель воспитания объективна. Воспитанием занимаются не только люди, но и животные. Можно задать себе вопрос: когда кошка перестает воспитывать своих котят? Это происходит тогда, когда они становятся самостоятельными. Поэтому такое комплексное качество человека, как самостоятельность, мы называем первородной целью воспитания.

В определенном смысле СПО – это завершающая стадия перед выходом в реальную жизнь. Поэтому узловым моментом является самостоятельность человека, а социальные отношения накладывают еще и ответственность. При этом закон об образовании идет глубже: он говорит не только о воспитании самостоятельности и ответственности, но и о формировании системы ценностей. Это уже – за пределами «кошачьего» воспитания. У человека все сложнее. И закон говорит о том, что в этом развитии необходимо опираться на чувства и отношения.

Если присмотреться, сначала возникают некоторые чувства как неосознанные, неуправляемые процессы, как реакции на события и предметы. Эти эмоциональные реакции постепенно формируют гамму чувств. Комплекс чувственного восприятия человека формирует его отношение: что-то нас пугает, что-то забавляет, что-то порождает чувство прекрасного. Мы начинаем отличать плохое и хорошее, опасное и безопасное, перспективное, важное для нас и неважное. Таким образом постепенно формируется система ценностей – того, что ценит сам человек. Важно, чтобы они совпали с общественными ценностями. Многие человеческие беды – от их несовпадения.

Труд как главное средство воспитания

Главным средством воспитания в системе СПО является труд. Для младших школьников таковым являлась игра. Для старших – познавательная деятельность. В колледже важен именно труд и все, что с ним связано – новые знания и умения, формирование комплексных компетенций, готовность выполнять определенные действия.

В труде нельзя забывать о чувствах. Владимир Игоревич напомнил легенду от трех каменщиках. Во время строительства большого собора некий путешественник задавал каменщикам, которые тащили на себе тяжелые камни, один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?» Первый каменщик ответил: «Я таскаю неподъемные тяжести», второй ответил: «Я кормлю свою семью», а третий: «Я строю прекрасный Кельнский собор». В этих разных ответах воплощены разные восприятия труда и отношение к себе. Проекция на себя является наиболее важной. На словах сформировать правильные формулы возможно, а проникнуться чувством, создать внутреннее, основанное на эмоциональном восприятии понимание своей значимости и значимости своего труда – это важный и сложный процесс.

Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, помощь в развитии. Развитие и есть тот самый базовый процесс, на который мы опираемся. Человеку нужно предложить такую деятельность и такое общение, в котором он смог бы себя проявить.

В воспитании мы должны формировать прежде всего отношение человека к себе. Из притчи о каменщиках первый выступает подневольным мучеником, второй – кормильцем семьи, третий – творцом, который сопричастен к большому великому делу. Это важные моменты для воспитания – каким образом включать ребенка в труд, как сделать так, чтобы результат и процесс проецировались на него самого.

Есть большой секрет: человек нуждается в успехе, мы просто не всегда об этом думаем. Поэтому для педагогики важна не просто организация деятельности, а организация успешной деятельности, чтобы человек мог почувствовать важность результата.

Как подвести к успеху

Нередко возникают серьезные проблемы именно с успешностью деятельности. Есть простые способы подведения к успеху. Это могут быть олимпиады и соревнования. В них есть мотивация и конкуренция. Несмотря на то, что успеха достигнут не все – не все дойдут до финиша, конкуренция все же проявляется. Хорошо также, когда человек конкурирует только с собой, побеждая свою лень, свою невнимательность или другую слабость.

Однако если постоянно погружать подростков в конкурентную борьбу друг с другом, из них, скорее всего, вырастут не люди, а волчата. Человек отличается тем, что он готов прийти на помощь, поучаствовать в беде и проблемах другого человека. Это естественно, поскольку после колледжа выпускников ждет взрослая жизнь: создание семьи, участие в трудовых отношениях, где опыт исключительно борьбы просто не уместен.

Открывается еще один маленький секрет: помимо личного успеха, человек должен ощущать и успех того коллектива, в котором он трудится. Это важный момент, который используют также в воспитании взрослых.

Экосреда для воспитания в системе СПО

Сегодня актуален термин экосреда – не с точки зрения загрязняющих веществ, а с точки зрения значения слова «экос» – дом. Можно прийти к простому и важному выводу: для успешной организации деятельности современной молодежи в СПО необходимо учитывать всего четыре важные вещи.

Во-первых, это производительный труд – труд с результатом, который адресован другим людям. Во-вторых, эта деятельность должна быть успешна, ведь человек нуждается в успехе и оценке. Эту оценку необходимо организовать (похвала наставника важна). В-третьих, труд должен быть коллективным. Не просто по признаку, что он организуется коллективом, а потому, что должны быть поставлены такие задачи, которые можно решить только коллективом. Четвертое важное для СПО качество труда – он должен быть профессиональным. У нас много занятий по уборке двора, покраске скамеек. Это все здорово, кроме одного: это не профессионально. Следует научиться в современном СПО воспитывать на рабочем месте –  в условиях того трудового процесса, к которому студента готовят.

Спикер пожелал всем студентам стать и кормильцами, и самостоятельными людьми с чувством прекрасного, которые себя ценят за то, что могут что-то сделать для других.

  

Источник: Учительская газета 

Новое видео в базе знаний

Технологии планирования образовательной деятельности. Вариативные подходы
Ольга Бережнова
Просмотр (1:22:26)
Интегрированное планирование в летний период. Особенности содержания и реализации
Ольга Бережнова
Просмотр (1:21:42)
Общие тенденции изменений законодательства в сфере образования
Нина Ладнушкина
Просмотр (0:56:43)
Особенности внесения изменений в основные общеобразовательные программы на 2024/25 учебный год
Нина Ладнушкина
Просмотр (1:09:03)
Специфика методического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования
Любовь Буйлова
Просмотр (1:38:50)
Рекомендации по формированию методических материалов, сопровождающих реализацию дополнительной общеразвивающей программы
Любовь Буйлова
Просмотр (2:01:48)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Профессиональные сообщества"

 

Рекламодателям
Договор оферты