Главная НовостиДуальное обучение: берем немецкий опыт на вооружение


google

Дуальное обучение: берем немецкий опыт на вооружение

После введения ЕГЭ поток студентов в российские колледжи возрос в разы, однако, вовсе не потому, что бывшие школьники вдруг захотели массово получить профессию сварщика, электромонтажника или парикмахера.

27.08.18

Колледжи для многих стали единственной возможностью избежать итоговой аттестации, сохраняющей вместе с тем шанс на высшее образование.

Отразились ли эти изменения на рынке труда? Бесспорно. Будущие специалисты шли учиться, но не шли работать по специальности. Поэтому в 2014 году в России был запущен проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

На сегодняшний день модель дуального обучения активно внедряется в 150 городах страны, а государственные расходы на среднее профессиональное образование составляют 177,7 млрд рублей. Но для понимания того, как грамотно распорядиться этими средствами, давайте обратимся к опыту немецких коллег, чья система дуального обучения уже многие десятилетия является эталонной для всего мира.

Для сравнения: в Германии в отличие от России 80 % денег, выделяемых на дуальное образование, идут из частного бизнеса и только 20 % - из государственных средств. Поэтому общий бюджет немецких коллег во много раз выше: 30 млрд € против вышеупомянутых российских 177,7 млрд рублей. Количество учебных мастеров, обучающих студентов по программам СПО, пока что также имеет весомую разницу: 29,1 тыс. человек в России к 320 тыс. человек в Германии.

 Все мы знаем, как отбор студентов происходит в нашей стране: сотрудник колледжа приходит к выпускникам и рекламирует своё образовательное учреждение. И на этом, как правило, весь отбор заканчивается. В Германии же выстроена целая система отбора, которая может состоять из презентации, группового задания, дискуссии в группе или ролевой игры. 

Что же представляют из себя эти виды отбора?

Презентация.

В Центре оценки персонала испытуемому предлагается сделать презентацию, к примеру, по ключевому слову или вопросу. После студент выступает с готовым материалом перед всей группой. При этом он должен строго уложиться в отведенный регламент, нередко, для усложнения задания в аудитории отсутствуют часы. 

Групповое задание. 

Это задание направлено на проверку работы в команде в стрессовых ситуациях. Классика жанра: построить между столами мостик из бумаги, который выдержит линейку. 

Дискуссия в группе.

В небольшой группе дают на обсуждение специальную тему, которая может быть связана с компанией, но обычно является универсальной.

Ролевая игра.

Ролевые игры доступны в разных вариантах. В групповой дискуссии распределяются роли, это может быть роль экзаменатора, продавца, имеющего дело с трудным клиентом, или человека, который нанимает дуальных студентов. 

Основная задача, которую решают эти испытания – проверить будущего студента не только на базовые знания, но и на способность работать в команде и решать экстренные задачи.

Теперь давайте взглянем на договор с предприятием студента из Германии, который обучается по дуальной системе. Обратим внимание, что работодатель принимает все меры, чтобы обезопасить себя от слабо замотивированных студентов, которые не намерены продолжить трудовую деятельность на предприятии:

1. Штраф. В контракте указано, что если студент прерывает по своим причинам обучение, то он должен часть денег вернуть предприятию (максимум 16 000 евро). 

2. После обучения студенты обязаны два года отработать в компании. Бывают прецеденты, когда они проходят собеседование в других компаниях, и те, в свою очередь, предлагают им хорошие зарплаты, а обучающему предприятию компенсируют неустойку.   

3. Социальное страхование. Дуальные студенты социально застрахованы через компанию благодаря статусу стажеров. Согласно немецкому трудовому законодательству работодатель обязан застраховать наемного работника на случай возникновения ряда социальных ущербов.

4. Прекращение контракта. Условия и сроки увольнения – с обеих сторон – должны быть четко описаны в контракте. Это включает как испытательный срок, так и обычные и чрезвычайные правила увольнения.

5. Длительность обучения. Хотя этот момент кажется ясным, он упомянут в контракте. Одной ссылки на продолжительность обучения недостаточно, так как некоторые компании в Hochshule при определенных условиях также позволяют продлить время обучения. 

6. Отпуск. Количество дней отпуска указывается либо в контракте, либо, если имеется, в правилах предприятия для дуальных студентов. В интересах студента убедиться в том, что время специального отпуска для бакалаврской работы также прописано в документе.

7. Обучение за границей. В контракте также должен быть указан пункт про обучение за границей, так как многие студенты имеют право поехать в Partnerhoshshule по всему миру. Там должны быть прописаны пункты, кто это оплачивает и при каких условиях можно поехать за границу на 1 семестр.  

«Вывод здесь максимально простой: в Германии каждое слово стоит денег, руководитель предприятия не рискует средствами, вложенными в студентов, а студенты относятся к своей учёбе максимально серьёзно, так как возможный отказ от обучения грозит ему санкциями. В России же такая система пока не сформирована, - комментирует данную ситуацию Елена Ростовцева, юрисконсульт, руководитель методического отдела Национального центра развития образования, соразработчик примерных программ ТОП-50 профессий, автор программ по практико-ориентированному обучению, эксперт в области контроля качества образовательного процесса, - руководителям наших предприятий нужно брать пример с немецких коллег и не бояться указывать в договорах различные штрафные санкции».  

Документы, необходимые для организации дуального обучения («Соглашение о трудоустройстве обучающегося», «Ученический договор», «Дневник дуального обучения»), а также другие материалы семинара доступны для членов нашей Ассоциации по ссылке.

Новое видео в базе знаний

Доступность среднего профессионального образования: принципы и организация
Оксана Титова

Просмотр ( 1:30:29)
Федеральный гос надзор за деятельностью организаций дошкольного образования
Нина Ладнушкина

Просмотр ( 1:00:25)
Проектирование и планирование образовательной деятельности в дошкольной организации. Часть 1
Ольга Бережнова

Просмотр ( 1:30:29)
Проектирование и планирование образовательной деятельности в дошкольной организации. Часть 2
Ольга Бережнова

Просмотр ( 1:23:56)
Современная образовательная организация в условиях реализации ФГОС общего образования: управление в условиях изменений
Наталия Шевелёва

Просмотр ( 1:30:29)
Управление образовательной организацией, ориентированное на результат, в условиях реализации ФГОС общего образования
Наталия Шевелёва

Просмотр ( 1:23:56)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru


copyright 2018
'