Ассоциация руководителей образовательных организаций


Фото: архив «Эксперт С-З»

А что на выходе?

Разница между тем, чему обучают в средних профессиональных заведениях и тем, что требуют у выпускников работодатели – крайне велика. Эту проблему может решить выработка единых профессиональных стандартов подготовки кадров или передача обучения б
13 апреля 2015

Компании часто жалуются, что специалисты, выпускаясь из колледжей и техникумов, не обладают нужной компетенцией для работы. Может ли бизнес сам обеспечить себя подходящими кадрами? Это возможно при поддержке правительства. Сейчас на данные меры из федерального бюджета было выделено порядка 300 млн рублей. Средства направлены на содействие популяризации отрасли в глазах молодежи, в том числе посредством поддержания существующих и введения новых обучающих программ.

HR-специалисты компании «Лента» (розничная торговля) считают: для того чтобы определить наиболее компетентные кадры, требуется взаимодействие с другими участниками отрасли, анализ деятельности лидеров, а также создание профиля компетенций каждой должности.

Эти проблемы обсуждали на конференции рекрутингового портала Superjob «HR 2015. Цифры и практики». Руководитель направления исследований Superjob Павел Лебедев заметил: сегодня для большинства предприятий на первый план выходит оценка эффективности персонала. По подсчетам службы онлайн-рекрутмента, только 45% работодателей в СЗФО используют KPI (Key Performance Indicators) – ключевые показатели эффективности. Освоение такой системы управления – возможность для предприятий в достижении основных целей благодаря квалифицированному персоналу. Но система KPI пока остается достаточно затратной с финансовой точки зрения и трудоемкой с точки зрения организации для отдельных компаний.

Несоответствие компетенций работника запросам работодателя одними HR-технологиями не ликвидировать. К примеру, в промышленности кадровый потенциал играет значительную роль. На предприятии «НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды» готовится программа подготовки квалифицированных специалистов. Она необходима потому, что химическая отрасль динамично развивается, требует дорогостоящего оборудования, и ставка делается на высококвалифицированный и хорошо подготовленный персонал.

«Профессиональный стандарт, который требуется предприятиям для себя, очень сильно отличается от стандартов Министерства образования, которое обучает специалистов. Мы выработали свою систему стандартов для нашей отрасли и вынуждены готовить специалистов сами, так как у учебных заведений нет необходимых программ, – рассказывает генеральный директор НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды» Сергей Цыбуков. – Планируется отобрать три вуза, училища, где специалисты будут как бы перемешаны: те, кто разрабатывает оборудование, и те, кто будет его эксплуатировать. Так появится инновационная система образования, благодаря которой в результате мы сможем создать конкурентоспособную продукцию».

Как рассказывает генеральный директор объединения, спрос на продукцию НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды» в полтора раза превышает возможности производства. Предприятие планомерно расширяется и в данный момент закупает белорусское оборудование для продолжения этого процесса. Нуждаясь в кадрах, НПО «КП» опять-таки не отказывается от помощи госструктур: так, оно планирует открыть учебные курсы в рамках городской программы поддержки занятости. В настоящее время кадровое обеспечение, повышение квалификации и организация стажировок персонала для нужд проекта основывается на взаимодействии с Центром занятости населения Выборгского района Санкт-Петербурга и Межрегиональным ресурсным центром.

Учебные организации и сами рады откликнуться на запрос промышленников. Так, со 2 по 3 апреля в Санкт-Петербурге прошла VIII сессия общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени». В ходе сессии педагоги главных вузов страны выступили с предложениями по реализации политики в области профессиональной подготовки. Главным пунктом программы стало создание единой государственной системы, а также отслеживание уровня знаний необходимых специалистов и их трудоустройства. Другим пунктом, со ссылкой на программу РФ «Развитие образования» (2013-2020), эксперты в области образования обозначили разработку концепции единого профориентационного маршрута с целью совершенствования сотрудничества среднего и высшего профессионального образования для усиления привлекательности как инженерных, так и гуманитарных специальностей.

На форуме одним из основных пунктов была выделена необходимость совершенствовать обратную связь между работодателями, высшими учебными учреждениями и школами. «Сегодня около одной трети молодых специалистов не в состоянии адаптироваться к современной экономической ситуации. От 30-40% выпускников работают не по специальности», – рассказывает директор ФГБНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» Ирина Соколова. По словам доцента кафедры профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Игоря Макарьева, сегодня образование нуждается в построении теоретико-методологической концепции и профессиональной ориентации обучающихся, а затем уже в организационно-педагогической.

Нужно сформировать единую систему развития кадрового потенциала: предприятия, которые могут предложить площадку для развития отрасли, государственные структуры, которые могут разработать стратегию ее развития, и Министерства образования, которые подготовят необходимых специалистов.

Источник: expert.ru

Новости по теме


Copyright 2014-2015