Главная НовостиНовостиКак в СПО выделить больше часов для практики и актуально ли для него понятие «дисциплина»?


ktmops.ru

Как в СПО выделить больше часов для практики и актуально ли для него понятие «дисциплина»?

Об этом рассказала Есенина Екатерина Юрьевна, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций «ФИРО».

28.01.16

«Важен вопрос методики. Необходимо сынтегрировать то, что называлось "междисциплинарным подходом синхронизации теории и практики". Он сейчас расцветает. 

Наши немецкие коллеги давно ушли от дисциплинарного подхода, в их документах нет аналогичных нашим стандартов, у них вообще нет понятия «стандарт», нет никаких дисциплин, есть предметные области. Они названы подобно тому, как у нас называются модули, и подразумевают синтез взаимосвязанных предметных областей дисциплин, которые сразу дают возможность решать практические задачи разной степени сложности и постепенно доходить до реальных производственных задач. Это огромный пласт, связанный, прежде всего, с нашим сознанием. Ведь когда начинаешь говорить, что в стандарте не будет дисциплин, встаёт вопрос: «Как это?». А всё очень логично: в профессиональной деятельности, на рабочем месте, мы не будем думать, что здесь студенту понадобится математика, здесь физика, а там химия. Мы будем думать о том, что у него есть задача, которую нужно решить. И его нужно учить как раз этим подходам решения, чтобы в голове была как бы «смычка». Но и нам нужна такая «смычка», поэтому требуется повышение квалификации — нужно изменить подход к работе. Нам также нужно находить методики для подготовки молодёжи, при этом стараться делать так, чтобы они не потонули в нашем профессиональном сообществе, когда закончат обучение и придут к нам. Ведь их можно научить по-новому, но когда их поглотит педагогический коллектив, противостоять ему они не смогут. 

Дальше необходимо обновление образовательных программ с учётом требований работодателя и т.п. Обучение на рабочем месте — обязательное требование к практике: должен побывать на рабочем месте, причём не только посмотреть, но и что-либо сделать там. Немецкая система тем и уникальна, что в ней дают делать, и много раз, пока не начнёт хорошо получаться. Это тоже связано с содержанием обучения, потому что наша сфера связана с многократным повторением.

Практики нужно больше, возникает вопрос «Как? Откуда эти часы взять?». У нас есть разные дисциплины, которые напрямую не связаны с профессией, например, история, философия, но это, как мы считаем, фундамент образования, это преемственность с высшим образованием. Но давайте честно оценим эти дисциплины: история в ссузах от истории в школах чем-то принципиально отличается? А в вузах? А нужно ли изучать философию, начиная от Сократа и до наших дней? Когда начинаешь говорить, что это всё может быть введением в профессию, синтезирующим в себе разные знания, это вызывает огромное возражение. Мы забываем, что образование ориентировано на практику, а это не означает, что нужно «набить» суммой знаний головы студентов в том количестве, в котором сами владеем. Мы готовим студентов, которые должны стать специалистами в своей области, но, чтобы было развитие личности, нужно развивать способы мышления, способы деятельности, способы, которые дадут возможность работать с информацией, осваивать её, находить, представлять. И это можно делать на примере самых разных содержаний, при этом без ущемления для развития. В какой-то момент человеку понадобится знание, и он знает, как и где его взять. А у нас система, к сожалению, репродуктивная, мы сами к этому привыкли: как выдали, как выучили, так и запомнили. А если ситуация неопределённости? Замечательный пример есть у немецких наставников: все знают сигналы светофора — красный, жёлтый и зелёный, какой-то из них должен гореть на дороге, а если он не загорелся, сломался, что делать? К этой ситуации тоже нужно готовить и себя, и студента: что делать, если ситуация непредсказуемая. Если вы попадаете в  какую-то проблемную, конфликтную ситуацию, вы придумываете как из неё выйти, перенесите это на преподавательские сферы. Проблемное обучение гораздо интереснее.

<...>

По поводу стандартов — в Германии это называется «регламент профессии». Он содержит требования, похожие на требования в нашем образовательном стандарте, то есть в нём прописаны предметные области, виды деятельности, знания, умения. Но, подчеркну, нет дисциплин. Всё похоже на наши виды деятельности: предметные области для профтехучилищ и виды деятельности для предприятия.

Создаётся план синхронизации, какое теоретическое обучение соответствует какому практическому. В таблице указывается, с одной стороны, что предприятие делает, с другой — что делает профтехучилище. Графы таблицы должны соотноситься содержательно-тематически. Если на этой неделе определённая теория, то следующая за ней практика должна быть связана с этой теорией. Но вообще это не новость. Подобные параллельные планы у нас так и составляются. А втягиваются в это содержание реальные задания из производства...».


Расшифровано с выступления «Развитие системы дуального образования в России» Е.Ю. Есениной на Конгрессе руководителей образовательных учреждений регионов России и стран ЕАЭС.

Фрагмент выступления.

Новое видео в базе знаний

Проектирование и планирование образовательной деятельности в дошкольной организации. Часть 1
Ольга Бережнова

Просмотр ( 1:30:29)
Современная образовательная организация в условиях реализации ФГОС общего образования: управление в условиях изменений
Наталия Шевелёва

Просмотр ( 1:30:29)
Организация дополнительного образования в Первом МОК
Наталья Нефедова

Просмотр ( 2:01:37)
Организация психолого-педагогического консилиума в образовательной организации
Аделя Вильшанская

Просмотр ( 0:00:00)
Содержание деятельности консилиума при комплексном сопровождении обучающихся с ОВЗ
Аделя Вильшанская

Просмотр ( 0:00:00)
Оценка кадровой политики руководителя дошкольной организации на этапе введения профессиональных стандартов
Ольга Бережнова

Просмотр ( 1:13:06)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru


copyright 2018
'