Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней
Главная НовостиНИУ ВШЭ: Первый опыт работы для студентов колледжей накладывает отпечаток на всю их дальнейшую трудовую жизнь


НИУ ВШЭ: Первый опыт работы для студентов колледжей накладывает отпечаток на всю их дальнейшую трудовую жизнь

Специалисты Института образования НИУ ВШЭ провели исследование, почему половина выпускников колледжей недополучает зарплату.

24.04.19

В России около 40% выпускников системы среднего профессионального образования (по другим оценкам – до 70%) работают не по специальности, и вследствие этого их доход ниже, чем предполагает их образовательный уровень. Специалисты Института образования НИУ ВШЭ отследили «цепочку», связанную с трудоустройством и карьерой выпускников колледжей, и пришли к выводу, что совмещение учебы и работы, на которое вынуждены идти 44% студентов СПО, негативно сказывается на карьерных перспективах, когда речь идет о работе не по специальности. Как правило, студенты вынуждены заниматься низкоквалифицированной работой, что негативно сказывается на их дальнейших карьерных перспективах. Статья Федора Дудырева, Ольги Романовой и Павла Травкина (сотрудники Центра исследования среднего профессионального образования и Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ) опубликована в очередном номере «Вопросов образования».

Как отмечают авторы, за последнее десятилетие среднее профобразование в России сильно «омолодилось»: теперь до 75% студентов СПО – выпускники девятых классов. Это связано, в первую очередь, с введением ЕГЭ. То, что выпускники колледжей не должны сдавать ЕГЭ для поступления в вуз, меняет и роль СПО: теперь многие рассматривают его не как самостоятельный образовательный институт, выводящий на рынок труда, а как «трамплин» в вуз. То, что в колледжи идет менее академически успешная часть школьников, не в последнюю очередь связано с факторами социально-экономического неравенства, которые также влияют на мотивы выбора специальностей и трудоустройства во время учебы. Как правило, выпускникам девятых классов интереснее наличие бюджетных мест, нежели какая-либо определенная специальность (доля «коммерческих» студентов – 17,9% в сегменте специалистов среднего звена и 1,9% в сегменте рабочих профессий). Мотивом совмещения учебы и работы в 70% случаев становятся финансовые затруднения.

Исследователи делают вывод, что первый опыт работы для студентов колледжей накладывает отпечаток на всю их дальнейшую трудовую жизнь. В случае, если карьера начиналась на работе, не связанной с приобретаемой специальностью, увеличивается вероятность того, что выпускник и после колледжа будет работать не по профессии, не доиспользуя полученные знания. Это приводит к занижению дохода по сравнению с выпускниками, работающими в рамках полученного образования. Отмечая отдельные положительные факторы совмещения учебы с работой, такие, как развитие soft skills, авторы статьи говорят о «краткосрочном эффекте совмещения» учебы и работы – в первую очередь, о заработке, однако «не исключено, что в дальнейшем большего успеха добьются студенты, которые полностью сосредотачивались на обучении». Совмещение учебы и работы по специальности повышает вероятность того, что в дальнейшем выпускник продолжит карьеру в рамках полученный профессии, а это приводит к появлению того, что авторы называют «дополнительной зарплатной премией».

Подводя итог, исследователи делают вывод, что ситуация с трудоустройством выпускников СПО улучшилась за двадцать лет. Кроме того, выпускники СПО получают в качестве стартовой зарплаты 75% от дохода специалистов со средним профобразованием всех возрастов. Но ситуация, связанная с массовой работой выпускников не по специальности, вызывает тревогу. Одно из возможных решений этой проблемы эксперты видят в развитии целевого обучения как меры государственной политики. 

Источник: профобразование

Новое видео в базе знаний

Подходы к формированию системы оценки квалификаций в Российской Федерации и за рубежом
Владимир Блинов
Просмотр (1:24:40)
Предпосылки и условия изменений информационно-коммуникативной среды учреждения СПО
Александр Молчанов
Просмотр (1:30:34)
Организация и контроль практик цифровой трансформации в учреждении СПО
Александр Молчанов
Просмотр (1:23:04)
Положения нацпроекта «Образование» в части сетевого взаимодействия и нормативно-правовые аспекты его обеспечения
Сергей Кандриков
Просмотр (1:03:03)
Документальное обеспечение практик сетевого взаимодействия
Сергей Кандриков
Просмотр (0:59:41)
Майские указы Президента РФ и федеральные проекты в образовании: внутриорганизационные модели планирования и запуска работ
Марина Лазарева
Просмотр (1:31:21)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

+7 (495) 120-59-07

e-mail: info@edu-m.ru

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

Рекламодателям
Договор оферты

copyright 2018
'