Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней

Главная НовостиСтавка на профессию


Ставка на профессию

Почему половина девятиклассников уходят из школ в колледжи и техникумы

25.09.19

Количество студентов средних профессиональных учебных заведений растёт, на ряд специальностей в этом году был очень высокий конкурс. Это говорит о повышении интереса со стороны бывших школьников к среднему профессиональному образованию. Выпускники, которые предпочли 10—11-м классам техникум или колледж, в перспективе оказываются в более выигрышной позиции: и на рынке труда, и в процессе дальнейшей учёбы в вузах. В основном этот выбор они делают осознанно, однако иногда уходят в колледжи, чтобы избежать ЕГЭ.

Все хотят в IT

По информации краевого минобра, сегодня в регионе работают 74 профессиональные образовательные организации и семь структурных подразделений вузов, реализующих программы среднего профессионального образования. Они готовят рабочих и специалистов по 146 специальностям и 92 профессиям.

Если учитывать отраслевую специфику региональной экономики, наибольшая доля бюджетных мест — 28% — приходится на промышленные специальности. На втором месте — социальная сфера (18%), на третьем — сфера информатики, ВТ и электроники (в 2019 году — 16% бюджетных мест, прогноз на 2020 год — 19%). «В последние годы, учитывая запросы работодателей, министерство увеличивает контрольные цифры приёма обучающихся по специальностям в области информационных технологий, машиностроительной отрасли, строительной отрасли и др. Одновременно с этим происходит уменьшение приёма по таким направлениям, как коммерция, страховое дело, банковское дело, экономика и бухгалтерский учёт», — отмечают в региональном министерстве образования.

По уровню конкурса наиболее востребованными техническими средними профессиональными учреждениями, по данным минобра, являются Пермский строительный колледж (семь человек на место в 2019 году), Пермский авиационный техникум (6,8 человека на место) и Краевой индустриальный техникум (5,1 человека на место). Наибольший конкурс зафиксирован на специальностях «Информационные системы и программирование» (14,3 человека на место), «Компьютерные системы и комплексы» (9,5) и «Технология машиностроения» (9,4).

На гуманитарных специальностях самый большой конкурс по направлениям «Туризм» (12,2 человека на место), «Дошкольное образование» (11,3) и «Дизайн» (10,5). Наиболее востребованные учреждения профобразования — Пермский техникум профессиональных технологий и дизайна (общий конкурс — 6,6 человека на место в 2019 году), Пермский краевой колледж «Оникс» (6,3) и Пермский профессионально-педагогический колледж (5,4).

В министерстве образования говорят о расширении списка специальностей. Например, начиная с 2018 года в регионе осуществляется приём на новые специальности: «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Технология производства изделий из полимерных композитов», «Аддитивные технологии» и др.

Мотивы выбора

По данным минобра, после окончания девятого класса вариант среднего профессионального образования выбирают больше половины всех детей (54%). Остальные 46% продолжают обучение в школе.

По словам директора Пермского техникума промышленных и информационных технологий Вячеслава Аспидова, среди причин — заинтересованность в том, чтобы скорее обрести финансовую самостоятельность.

Ещё 8—10 лет назад вопрос выбора между средним специальным и высшим образованием даже не стоял. Сейчас можно выделить немало весомых причин в пользу первого, говорит Евгений Ли, руководитель отдела по подбору персонала компании Ancor Industry. К ним можно отнести значительно менее длительные (по сравнению с вузовскими) сроки программ обучения. Плюс практический опыт, который можно получить уже во время обучения, что даёт возможность трудоустройства студентов. Кроме того, с годами спрос на квалифицированных рабочих только растёт.

По мнению директора Колледжа профессионального образования ПГНИУ Юлии Рольник, интерес к среднему профессиональному образованию велик ещё и потому, что оно даёт возможность более ранней специализации и реализации интересов. В отличие от 10—11-го классов, где программа унифицирована и почти не учитывает личной специфики. «В средние профессиональные учебные заведения идут те, кто уже определился со специальностью. На это влияет личный интерес либо традиции семьи. У таких ребят часто в голове уже есть модель профессионального будущего, и они осознанно идут на практику, осознанно участвуют в олимпиадах по нужным им направлениям. Они ориентированы на знания, а не на оценки», — отмечает эксперт.

С этим утверждением согласна ученица девятого класса школы №2 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля Дарья Костицына. После окончания учебного года она планирует поступить в юридический колледж при ПГНИУ. «Это даст мне возможность ещё до университета получить знания о моей будущей профессии. Также после обучения в колледже при университете мне будет легче поступить на юридический факультет ПГНИУ. Если я останусь в школе, с точки зрения образования я проведу время не так эффективно: с 10-го класса в нашей школе идёт углублённое изучение либо гуманитарного направления, либо химико-биологического. А в колледже я получу углублённые знания именно по нужной мне профессии», — говорит школьница.

Впрочем, продолжает Юлия Рольник, встречается и другой мотив: часть ребят просто хотят уйти из школы, поскольку она не удовлетворяет их требованиям или в силу конфликта. Кроме того, это способ избежать сдачи ЕГЭ.

Евгений Ли отмечает, что спрос на рабочие специальности растёт не только за счёт вчерашних школьников: на обучение работников зачастую направляют сами предприятия и организации.

По информации министерства образования, по специальности устраиваются порядка 60% выпускников средних профессиональных учебных заведений. Наиболее высокий процент трудоустройства выпускников (80—100%) по следующим специальностям: «Компьютерные системы и комплексы», «Прикладная информатика (по отраслям)», «Лечебное дело», «Сестринское дело».

Высшее образование поможет

По оценке Евгения Ли, карьерные перспективы выпускников вузов, безусловно, выше, чем у обладателей среднего профобразования, но с точки зрения зарплаты разница не так существенна, если сравнивать доходы высококвалифицированных специалистов.

Вместе с тем утверждение, что без высшего образования — никуда, не устарело, оно лишь приобрело несколько иной смысл, считает Дмитрий Вершинин, директор центра профориентации управления по работе с абитуриентами и выпускниками ПГНИУ. «Производства становятся всё более технологичными и наукоёмкими, и квалификация задействованных людей должна постоянно повышаться. Опять же карьерный рост немыслим без управленческих навыков и soft skills. Вот и выходит, что человек, который претендует на большее, рано или поздно добирается до высшего образования», — утверждает эксперт.

Действительно, часть выпускников средних профессиональных учебных заведений сразу продолжают обучение в вузе.

По словам Вячеслава Аспидова, обучение в вузе продолжили 8% выпускников Пермского техникума промышленных и информационных технологий в 2019 году, 49% пошли на работу, 42% призваны в армию. Юлия Рольник приводит иные цифры: в университет поступают 70% студентов Колледжа профессионального образования ПГНИУ.

Интересно, что и в этом случае выпускники средних профессиональных учебных заведений оказываются в выигрыше. «Поступив в вуз, наши бывшие студенты на первом этапе уступают выпускникам 11-х классов по общеобразовательным дисциплинам, поскольку в системе среднего профобразования общеобразовательная программа 10—11-х классов даётся в сжатом объёме. Но когда начинаются профессиональные предметы, наши ребята выходят вперёд и чувствуют себя как рыба в воде: к этому времени они не только прослушали теорию, но и прошли практику на нескольких предприятиях», — рассказывает Юлия Рольник.

Источник: newsko

Новое видео в базе знаний

Виды и характеристики конфликтов в образовании
Екатерина Марич
Просмотр (1:22:19)
Стратегии поведения, предупреждение и разрешение конфликтов
Екатерина Марич
Просмотр (1:24:19)
Промежуточная аттестация как ключевая процедура ВСОКО
Галина Савиных
Просмотр (1:36:52)
Организация и проведение промежуточной аттестации
Галина Савиных
Просмотр (1:03:39)
Реализация требований ФГОС дошкольного образования при формировании развивающей предметно-пространственной среды
Екатерина Марич
Просмотр (1:18:43)
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных организациях и семьях воспитанников
Екатерина Марич
Просмотр (1:25:59)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@edu-m.ru 

Рекламодателям
Договор оферты

copyright 2018