Ассоциация руководителей образовательных организаций


dv.kp.ru

Стоит ли вводить бесплатное обучение профессиям для тех, кто не закончил и 9 классов?

Эксперт комментирует инициативу Заксобрания Санкт-Петербурга. 
31 октября 2016

На прошлой неделе стало известно, что Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесло в Государственную Думу РФ законопроект, согласно которому обучение некоторым профессиям станет бесплатным и для тех, кто ещё не полностью освоил программу общего среднего образования, то есть не закончил 9 классов школы.

Авторы инициативы обратили внимание на то, что существуют такие школьники, которым достаточно тяжело учиться, которые могут не выдерживать темп изучения программы общего среднего образования. В случае принятия законопроекта им представится возможность получить профессиональное образование бесплатно, даже если они не закончили 9 классов. Помимо этого, ещё одна причина создания этого документа заключается в том, что сейчас в стране наблюдается дефицит рабочих по многим компетенциям. Если вводить специальные программы и содействовать обучению профессиям на всех уровнях, в том числе на среднем, высшем и даже в рамках дополнительного образования, то ситуацию можно исправить. С этой точки зрения предложение петербургского Заксобрания актуально — оно позволит многим школьникам получить рабочую специальность.

Эту новость для Ассоциации руководителей образовательных организаций прокомментировала Наталья Владимировна Бондаренко, заведующая отделом мониторинга экономики образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Эксперт считает, что эта инициатива поспособствует профориентации школьников, которые смогут не только бесплатно получить профессию, но и узнать о работе изнутри и приобрести общие трудовые навыки во время своей практики в компаниях. Наталья Бондаренко отметила, что подобное обучение, как правило, является краткосрочным. Сейчас уже есть некий аналог — программы профессионального обучения, предусматривающие получение рабочих профессий за несколько месяцев, но на них идут окончившие как минимум школу, и эти программы являются платными. «Только в ряде случаев здесь можно пройти подготовку за счёт государственных средств. Например, студентам, которые получают образование по программам СПО, — они могут так обучаться дополнительно и, к примеру, после этого получить документы об освоении профессии водителя или слесаря параллельно с основной учёбой. Это уже те, кто закончил 10 классов, либо те, кто пришёл в техникум или колледж после 9 классов», — рассказала эксперт.

Наталья Бондаренко добавила, что молодые люди обычно не против освоить дополнительную профессию: «В силу неопределённости они не знают, что будет дальше, и решают, что пусть будет эта “корочка”, раз они могут пройти это обучение бесплатно».

Заведующая отделом мониторинга экономики образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ обратила внимание на то, что сейчас программы профессионального обучения пользуются спросом у более взрослых людей, к тому же по стоимости такое обучение доступно далеко не каждому. Поэтому будет хорошо, если школьникам дадут возможность бесплатно обучаться рабочим профессиям, однако эксперт ставит под вопрос, насколько эффективны будут затраты для самого государства, если в дальнейшем молодые люди не будут работать по полученной профессии. Многое зависит и от того, как именно эта инициатива будет реализована на практике.

«Ещё один вопрос: дело в том, что часть рабочих профессий требует серьёзного отношения в плане допуска к деятельности, и это может быть достаточно узкий круг специализаций, по которым может работать 15-летний подросток, потому что многие профессии связаны с риском», — отметила Наталья Бондаренко. В качестве наиболее вероятных возможностей она назвала обучение школьников швейному делу, поварскому, малярному и т.д. Более того, эксперт подчеркнула, что бесплатное обучение профессиям  должно стать одной из ступеней в рамках развиваемой концепции непрерывного образования: «То есть если молодой человек в определённое время получил профессию и не захотел или не смог продолжить своё образование после 9-ти классов, а пошёл работать, в дальнейшем он сам может (и государство должно ему содействовать) вернуться в образовательную среду, чтобы получить более высокий уровень образования. Он может пойти на те же самые программы СПО, потому что это более высокий разряд, если брать одну и ту же профессию, а, значит, он может рассчитывать на более высокую зарплату».

При подготовке материала использовалась статья с сайта gubdaily.ru.

Автор текста: Анна Донцова.

Бондаренко Наталья Владимировна


заведующая отделом мониторинга экономики образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ
Посмотреть подробный профиль


Copyright 2014-2015