Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


Школьникам запретили пользоваться телефонами во время уроков. Готовы ли школы, учителя, родители к запрету?

С нового учебного года вступают в силу поправки к Закону об образовании: школьникам запрещено пользоваться мобильными телефонами в учебное время, даже в образовательных целях.

02.09.24

С нового учебного года вступают в силу поправки к Закону об образовании: школьникам запрещено пользоваться мобильными телефонами в учебное время, даже в образовательных целях. Интерактивные доски, девайсы для людей с ограниченными возможностями здоровья, школьные компьютеры, ноутбуки и телевизоры - это можно. Смартфон - нет.

Исключение - экстренные случаи, когда есть опасность для жизни и здоровья школьников или учителей. При этом во внеурочное время - на переменах или в столовой - "зависать" в гаджетах не запрещено.

Норма эта - не только забота о школьниках и их здоровье (маленький экран, мелкие буквы, опущенные плечи - вред зрению и осанке), но и о педагогах. Зачастую мобильник становится "соучастником" не всегда добрых розыгрышей, и учитель становится объектом насмешек и даже буллинга.

"Мы с вами учились, когда никаких возможностей незаметно что-то снять в классе не было. Но тогда, в советской системе образования было и воспитание на другом уровне, и доверие, и должное уважение к учителю, - комментировал ранее новшество министр просвещения Сергей Кравцов. - Если идет намеренное давление на учителя, то мы обязаны учителя защитить и поддержать".

Готовы ли школы, учителя, родители к запрету на мобильники во время уроков?

Меньше гаджетов - больше пятерокВ Омске, например, пилотный проект "Урок без телефона" стартовал уже в прошлом году.

В городском департаменте образования провели опрос, результаты которого показали: большинство учителей и родителей считают, что использование телефонов во время образовательного процесса необходимо ограничить. Ведь гаджеты постоянно отвлекают детей и мешают им усваивать материал.

Более того, в городской гимназии №9 телефоны на уроках уже пять лет как запрещено использовать. Причем правила едины как для учеников, так и для педагогов. Общешкольный родительский комитет проголосовал за эту инициативу единогласно.

На столе учителя в каждом классе стоят специальные боксы. Ученик может положить телефон в бокс, либо убрать его к себе в ранец или портфель. Во время урока гаджеты должны быть отключены либо поставлены на беззвучный режим. В случае форс-мажорных обстоятельств можно воспользоваться телефоном на уроке, предварительно получив разрешение педагога. Если ребенок, к примеру, страдает сахарным диабетом и у него на телефоне установлено приложение для контроля сахара, то, конечно, для него делается исключение.

В прошлом году к такому эксперименту присоединились еще более 10 школ, разработавших специальные локальные акты. Понятное дело, дети запрету поначалу были не рады. Но им объяснили, что на уроках надо учиться, а для игр и общения существуют перемены. Постепенно привыкли. А результаты уже есть - отличников и хорошистов значительно стало больше.

Кто в ответе за смартфон?Как рассказала директор одной из нижегородских гимназий, в целом к изменениям в законе относительно мобильников преподаватели относятся крайне одобрительно, но есть нюансы, которые, на взгляд учителей, недостаточно проработаны. В частности, до сих пор нет ясности, кто несет ответственность за сохранность мобильных телефонов. Да и сам мобильник является частной собственностью ученика, заставить его сдать нельзя, можно лишь рекомендовать, в соответствии с Уставом школы и прописанными в нем дисциплинарными правилами.

Конечно, закон должен исполняться, но как именно - механизмы рассматриваются в каждой школе отдельно локальными актами. В нижегородской гимназии уже давно действует правило: все дети (не только ученики начальных классов, но и старшеклассники) сами сдают телефоны, приходя в школу перед первым уроком, и забирают по окончании учебного дня.

"В Крыму уже привычная практика - на время урока школьники должны выключить смартфон и положить его на стол учителю или на отдельный, специальный столик, - пояснили "РГ" в министерстве образования, науки и молодежи республики. - После урока школьники забирают гаджеты. Каких-то специальных рекомендаций для педагогов относительно того, где должны быть смартфоны на уроке, министерство не готовило".

Мнения

Светлана Шатунова, учитель истории, классный руководитель, г. Киров:

"В нашей школе такой опыт был в начальных классах, сейчас он распространяется и на среднее звено. За счет средств классного фонда закупается специальный или переоборудуется шкафчик, где телефоны в течение дня хранятся под замком. Перед уроками дети сдают мне свои телефоны, которые помещаются в этот шкафчик, после уроков - забирают.

Пока не знаю, что из этого получится. В прошлом учебном году мы проводили эксперимент. Возмущались в основном родители. И первый вопрос был, может быть, слегка комичным: "А что, если телефон поцарапают?" На самом деле это очень серьезная тема имущественной ответственности. Она никак не решена. И к чему это приведет, я даже боюсь думать".

Людмила Юминова, директор школы, г. Ижевск:

"Каждая школа имеет право выпускать свои локальные акты, регламентирующие внутреннюю жизнь учебного заведения. Главное, чтобы такие документы не противоречили федеральному закону, и за этим следит прокуратура. Мы решили так: на уроках пользоваться телефонами нельзя, на переменах - можно. Проблемы ответственности за сохранность мобильных устройств у нас нет - в школе у каждого ученика имеется личный закрывающийся ящик, в котором он должен оставлять свой телефон перед уроком. Между занятиями ребенок имеет право воспользоваться смартфоном".

Ксения Журавлева, мама семиклассника Александра, г. Москва:

"Сегодня порой не только дети "не слушают учителя и нагло играют в телефон". Но и учителя, особенно замещающие, часто детям говорят "сидите тихо, поиграйте в телефон". Этот педагогический костыль надо убирать. А еще бывает так: "У нас олимпиада, доставайте телефоны, заходите в свой профиль". И всем все равно, что так глаза портятся, или что за трафик снимаются личные средства".

Юлия Комарова, г. Балашиха (Московская область):

"Сама идея о том, что ребенок не должен отвлекаться на посторонние вещи на уроке, правильная. Мы, взрослые, сами порой грешим тем, что вместо полезных и более важных дел, иногда "виснем" в телефонах, тратим время впустую. Но непонятно, как этот запрет будет выглядеть на практике. Будут ли применяться какие-то санкции к ученикам, нарушившим запрет, и их родителям? Что это могут быть за санкции? Вправе ли будут учителя отнимать телефоны перед уроком? Кто будет решать, как именно обеспечить выполнение запрета - местный департамент образования, директор школы, учитель? Все эти вопросы требуют официального ответа, иначе данный запрет чреват конфликтами в школах".

Анна Пономарева, преподаватель физики, Ростов-на-Дону:

- Я подняла вопрос о запрете мобильных телефонов на уроках на родительском собрании года три назад, и меня все поддержали. Телефоны не дают детям сосредоточиться. Когда в классе тридцать человек, за всеми учитель точно не уследит. Убедить ребенка внимательно слушать учителя, а не копаться в соцсетях, получается не всегда. Вот и получается, что дети на уроке погружены в какой-то собственный мир и достучаться туда проблематично. Сейчас еще модно снимать себя и друг друга, перебрасывать видео одноклассникам. Это вообще уже не урок, а цирк. Когда ребята входят в кабинет физики, они складывают свои телефоны в ящик учительского стола. Сначала возмущались, а потом привыкли. И, кстати, еще ни разу ничего не пропало. Я бы и на переменах не возвращала детям телефоны, пусть больше общаются друг с другом, двигаются. Но, к сожалению, уже к шестому-седьмому классу они зависимы от постоянного потока информации, льющегося из телефонов, и тяжело переживают расставание с гаджетом.

Источник: rg.ru

Новое видео в базе знаний

Сотрудничество семьи и дошкольной организации: вчера, сегодня, завтра
Ирина Лишек
Просмотр (1:18:31)
Организационно-методические подходы к планированию и оценке результатов в дополнительном образовании детей
Любовь Буйлова
Просмотр (1:38:25)
Организационно-методические подходы к планированию и оценке результатов в дополнительном образовании детей. Часть №2
Любовь Буйлова
Просмотр (1:38:02)
Процедура самообследования как элемент оценки качества образования
Ровзан Хатаева
Просмотр (1:08:01)
Процедура самообследования как элемент оценки качества образования. Часть №2
Ровзан Хатаева
Просмотр (1:14:03)
Технология разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с «нулевого этапа» мастер-класс. Часть №1
Зоя Каргина
Просмотр (0:57:38)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Профессиональные сообщества"

 

Рекламодателям
Договор оферты